Всем, кому довелось на ней побывать, думаю, не пожалели. Скромная такая выставка, тихая, без афиш и прессы, но вот просто пошли посмотреть… и изумились его искусству.
Все, что волнует художника, переходит в его работы: стремящиеся к небесам луковки церквей, пляшущие вдоль тропинки пригорки, древние монастыри – целая серия работ, тонких, поэтических, навевающих какую-то светлую печаль. Фотография – искусство камерное. И когда рассматриваешь внимательно, подряд, один за другим, кадры, привычный взгляду окружающий мир преображается. Он обретает многозвучие, яркость, проявляются незамечаемые прежде важные детали, значимые подробности, без которых наше ощущение мира было бы неполным. И тогда перестаешь замечать чистую и тонкую работу художника, его профессиональное мастерство и думаешь о совсем ином… и, кажется, что он все знает, как трудно жить человеку, лишенному повседневной красоты, осмысленной и одухотворенной; и памяти, глубинной, корневой, связывающей с прошлым, с предками. Он уверен, что без возвращения в нашу жизнь такой, обыденной, красоты и памяти, естественной и неосознанной, духовное преображение невозможно.
И везде психологически удивительно тонко передана одинокость человеческой души в этом безмерном человеческом …безлюдье. Но одинокость одухотворенная, когда душа ищет покоя и восстановления, когда она ищет полной гармонии с этой магически молчаливой природой и бездушным урбанистическим пейзажем. Думается, что одинокость тут – совершенно иное понятие, отличное от одиночества… Его образы своей внутренней работой привносят в этот мир свет, и разрушают чары одиночества, утверждая вечное Единство и Братство Душ.
Меня поразили глаза молодого священника, его вдохновенно – аскетическое лицо… Нравственность немыслима без аскезы, без самоограничения, без внутренней борьбы. Но человек, рассматривающий себя в свете вечности и абсолютных идеалов, не может не идти по этому пути. Потому что в сердце его живет тоска о вечном, о благе, о бессмертии, которые достижимы только чрез нравственное делание и Божественную помощь.
Словом, никакие слова не расскажут о художнике больше, чем его творения, его объектив вдохновенно ищет образ времени, образ родины, все разнообразие бытия. И вместе с тем божественную, идеальную сущность, к которой тяготеет душа человеческая.
К своему зрителю, современнику и соотечественнику он как бы хочет обратиться с такими словами: Время — любить! Ведь любое искусство — это такое оружие, которое может заставить человека любить или ненавидеть, разрушать или созидать. Так вот творчество молодого иеромонаха все замешено на любви и искренности, на чистоте и страдании.
А еще нет тут нигде безысходной тоски, потому что он — светлый! Чтобы что-то сделать, надо обладать большим знанием, убежденностью, уверенностью и обязательно – большой скромностью. На самом деле так и есть, сам он «высоких» слов не произносит. Он – человек скромный, монах, шумная известность ему ни к чему.
Стоит просто поблагодарить за труд вдохновенный и желание поделиться мыслью, что без любви не бывает истины. И ничего не бывает. В ней смысл и жизни человеческой, и любого творчества.
Что же, будем ждать новых работ, интересно, куда теперь направится его пытливый взгляд?