В эти святые дни, как сказал в своем обращении Его Высокопреосвященство, мы видим, как неистовствует враг рода человеческого, как он и его слуги ожесточаются против нас. Почему так происходит? С этим вопросом к Паисию Святогорцу обратился однажды один из его учеников и получил ответ. «Там, где Христос, там будет следовать и дьявол, и делать все, чтобы оторвать нас от Христа». Чем ближе человек оказывается к Богу, тем сильнее искушение дьявольское. В этом неоднократно признавались святые отцы. В этом убеждаемся в такие дни и мы. Наша радость ему противна, она ему ненавистна. Ведь там, где Христос, там любовь и всепрощение, там добро и понимание, там сострадание и милосердие, там человечность, там все лучшее, что может и должно быть в человеке, — лучшие его добродетели. Нет ничего более безысходного как для человека, так и для человечества в целом, чем жить в атмосфере, пропитанной злобой и ненавистью. Наша душа попросту неспособна постоянно питаться отрицательной энергией, она создана Богом не для этого. Человек, живущий деструктивными мыслями и чувствами, разрушает свою личность, разрушает свою душу и погибает. Он становится слугой дьявола, инструментом в его руках. Убеждая себя в том, что он служит якобы доброму делу, а на самом деле исполняя приказы черных сил, он служит им, а не силам света и добра. Зло не может породить добро. Счастье всего мира не стоит и одной слезинки невинного ребенка. Как говорил Ф.М. Достоевский, этот великий гуманист, что «гармония мира не стоит и слезинки замученного ребенка».
Человеческая радость о родившемся Богомладенце всеобъемлюща и безгранична, как отметил владыка, прежде всего потому, что отныне у человека появилась возможность находиться в присутствии Божьем, не трепетать перед Ним от страха за свои грехи, а очистив свои сердца покаянием, сделать их колыбелью для родившегося Христа.
«В мир приходит Спаситель для всего человечества. Слово становиться плотью, полнота Божества открылась через самую материю. Всеобъемлющая, космическая встреча, в которой потенциально нашли свое исполнение и человеческая история, и весь космос. Бог сделался человеком, Он обитал среди нас, Его можно было видеть, воспринимать чувствами, к Нему можно было прикоснуться. Он совершил исцеления. Слова, которые мы теперь читаем и повторяем, были произнесены Им и давали жизнь людям, – новую жизнь, жизнь вечную. Он был таким же, как и мы, лишь греха в Нем не было. Он был искушаем сатаной, как искушаемы сейчас и мы. И если Христос смог победить, то и мы сможем. Нужно только помнить, что сатана, искушая нас, никого не может принудить и сделать что-то против нашей воли. От воли человека зависит – выдержать или не выдержать бесовские нападки, увлечься или не увлечься современными плясками на крови. Если кто-то думает, что сатана заинтересован сделать человека счастливым, очень скоро об этом пожалеет, потому что сатана никому и никогда не помогал, он лишь стремиться добиться своей цели – погубить наши души. Нам постоянно приходиться бороться со своим страстями. Но они всегда были и всегда будут. Не это страшно, страшно другое, как учат нас святые отцы, когда у человека пропадает всякое доброе беспокойство по этому поводу, и всякое желание начать с ними борьбу за свое духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы. Господь рождается, чтобы мы могли наконец-то вырваться из болота и возвыситься до небес, чтобы нашу падшую жизнь сделать по-настоящему великой, чтобы наши голоса составили ангельский хор, поющий «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»