После торжественного богослужения, настоятель храма Вячеслав Гончаренко поздравил всех с праздником и окропил святой водой прихожан и их корзинки, наполненные медом, цветами, фруктами и булками с маком.
Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». В этот день чтится также память святых мучеников Маккавеев.
14 августа в Русской православной церкви также совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами. Поэтому праздник мог быть установлен и им. История установления праздника в связи с победами Андрея и Мануила отражена в произведении владимирской литературы XII века «Сказание о победе над волжскими болгарами».
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII–XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее:
По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста.
«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова):
А на происхождение в день Честнаго Креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям.