В своем приветственном слове Его Высокопреосвященство особо отметил важность тех знаний, которые ребенок получает именно посещая воскресные школы.
«Ни для кого не секрет, что современная общеобразовательная школа идет по пути упрощения. Считается, что та школа, которую многие из нас прошли, не учила, а калечила ребенка, лишая его элементарного детства. Если в наше время таблицу умножения мы заучивали в первом классе и навсегда, то современные дети учат во втором, да и то спустя рукава, поскольку под рукой всегда есть телефоны с калькуляторами. К чему это привело? Если посмотреть на тех 17-ти и 18-ти летних, кто пришел сегодня работать в сферу торговли, то они не могут дать сдачи правильно, потому что не умеют считать. Знания же, которые вы сейчас вложите в сердца ваших детей, останутся с ними на всю их жизнь. Известно много случаев, когда человек, стоя в одном шаге от того, чтобы согрешить, вдруг вспоминал, как в детстве его водили в церковь, как он слушал проповеди. Никто не знает, кем ребенок станет по профессии, но он в любом случае должен стать честным человеком и достойным гражданином общества. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок чего- то добился в жизни. Но гораздо важнее, каким он станет человеком. И это зависит от того духовного воспитания, которое он получит и в семье, и в школе, и в обществе. И хотя в этом есть элемент родительского эгоизма, но у них нет другой возможности обеспечить себя в старости заботой и вниманием. Воспитание честных, благородных чувств в подрастающем поколении более необходимо и ценно, чем обогащение ума различными знаниями, от которых ему в будущем будет ни тепло, ни холодно. Солью земли во все времена и во всех народах являлись и являются добрые сердца, проникнутые пламенной любовью к ближнему. Неизбежной же основой этики человеколюбия была и есть искренняя вера. Глубоко верующий человек никогда не сможет проявить малодушия и эгоизма».
Но как заметил владыка, сегодня мало быть просто воспитанником воскресной школы и мало посещать церковь, поскольку и одно и другое еще не гарантируют ему духовных знаний.
«Для ребенка важен фактор общения. Он хочет быть погружен в сферу таких отношений, где будут задаваться вопросы и звучать ответы на них, вестись беседа. Причем должны обсуждаться вопросы из самых разных областей человеческих отношений. Ребенок проходит путь духовного становления, который немыслим без новых знаний и примеров из личной практики и жизни известных людей. Здесь мало рассказать историю, скажем, преподобного Никона Оптинского, о котором ребенок ничего никогда не слышал. Для него гораздо интереснее как эта история поможет в его личной жизни. Хотя, возможно, именно эта история, и именно этого святого ему нужна, поскольку дает представление о духовном становлении святого, когда он было еще мальчиком, а затем отроком и юношей. Словом, как у классика, должно быть и детство, и отрочество и юность. Неудивительно, что многие из святых отцов нашей Церкви писали о том, что самыми порядочными и надежными членами общества являются именно христиане, потому что важнейшие нормы христианской морали говорят о необходимости помощи товарищу, о прощении обид, о нерушимости семьи и о непримиримости ко всякому проявлению зла. Таким образом, воспитывая детей в рамках христианской нравственности, мы воспитываем в них здоровое, человечное отношение к окружающим. Не это ли качество так редко в наши дни и поэтому столь ценно?»
В заключение митрополит пожелал каждому педагогу успехов, при этом напомнив, что воскресная школа это все-таки факультатив, а настоящая школа у ребенка – дом и его семья.
«Воскресная Школа даёт азы духовной жизни, рассказывая ребенку о смысле жизни, о грехе, о таких фундаментальных понятиях, как добро и зло. Мы должны научить ребенка рассуждать о добре и зле, научить его думать. Лишь в этом случае его знания смогут принести практическую пользу в противостоянии злу и несправедливости этого мира. Наша задача состоит не столько в том, чтобы дать детям какую-либо информацию, сколько в том, чтобы помочь им самим разобраться в жизни, сохранить честь и достоинство человека. Важно помочь ребенку обрести внутренний стержень, сформировать личностные качества, уберечь их от дурного влияния, от заразительных негативных примеров современной жизни».