Обратившись затем с проповедью, Его Высокопреосвященство предложил поразмышлять над словами Христа в сегодняшнем евангельском чтении: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
«Креститься человек должен имея определенную веру. Как часто мы слышим упреки в том, что маленьких детей крестят без их желания. Но ведь их крестят по вере их родителей и по вере их крестных. Но для чего это происходит? Иногда на вопрос священника некоторые родители говорят: «Чтобы не болел, чтобы можно было подать записочку». С одной стороны в этом нет ничего плохого. Но ведь мы крестим ребенка не только для того, чтобы он не болел и, чтобы у него всё было хорошо. Мы крестим для того, чтобы он стал Божиим. В Таинстве Крещения он рождается для жизни вечной. Этим ему открываются врата Царствия Небесного. Но вырастает этот ребенок и отказывается ходить в церковь, – она становится ему не нужна. Есть ли вера в таком человеке? Да, он крещен. Да, для него были открыты врата, но своими грехами он отвернулся от этих врат и пошел в другую сторону. Он уходит от Христа, уходит от Бога, от рая, – уходит в ад. Такой человек будет осужден, как говорит нам сегодня Христос. «Тот, кто не имеет веры, тот будет осужден». Но что делать, если вера угасает? Никто не хочет быть осужденным. Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Проснулся человек и решил, что прочтет утренние молитвы, но тут же приходит мысль о предстоящих делах и заботах, о планах, которые нужно составить, а затем осуществить, о завтраке, о том, что вечно мало времени и так далее и тому подобное. А когда стоит на богослужении и молится, как вдруг приходит мысль, что что-то не успел, что-то не доделал. Суета сует поглощает нас. Причем причины нашего охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь всегда промышляет о нас. И если мы начинаем терять веру, коснеть сердцем и умирать в своей любви к Нему, то приходят скорби, или иные испытания, которые встряхивают нас. И как бы это не звучало парадоксально, но они дают нас силы вернуться на прежний путь. Но стоит ли доводить до этого? Святая Церковь даёт нам возможность участвовать в Её Таинствах, которые помогут нам укрепить наши силы, напитать наши души благодатью Божьей. У нас есть потребность и возможность творить дела милосердия, без которых вера мертва. Важным подтверждением нашей веры также является способность подражать достойнейшим носителям этой веры, угодникам Божьим, и Самому Христу. Наша вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб? Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Но если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждом из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может. Не избавляет вера в Христа от экономических, политических и прочих проблем, но она даёт нам надежду на спасение наших бесценных и бессмертных душ. Вот о чем говорит сегодня апостолам Христос, и о чем всегда должны помнить мы».