Совершаемое богослужение, по словам Его Высокопреосвященства, является самым скорбным в жизни каждого православного христианина.
«По сути, это плач над мертвецом. Мы предстоим гробу Господню и созерцаем Его смерть. Мы видим Его истерзанное Тело. Наши сердца наполняются невыразимой болью, состраданием, скорбью. Мы как будто заново переживаем всё то, что могли переживать тогда – две тысячи лет назад. Будь мы тогда в Иерусалиме. Сегодня мы уже знаем, что Христос идёт на все эти страдания ради нашего спасения. Но от чего Он хочет нас спасти? В чём наше спасение? А спасение в том, что Он открывает нам двери в Царствие Небесное. Но хочет ли человек этого спасения? Хочет ли он наследовать Царствие Небесное? Конечно, мы скажем, что да, желаем. Но в каком качестве? В качестве Его учеников, которых Он просил побыть с Ним немножко, а они уснули.
Творец Вселенной, Властитель мира и жизни, принял на себя все наши грехи, принял позорную смерть, принёс великую жертву ради нас. А чем мы Ему на это отвечаем? Если в нас по-прежнему живет злоба, ненависть и жестокость. Разве можно сказать, что мы достойны этой великой Жертвы? Если мы признаемся себе в том, что эта Жертва была не напрасной, если мы достойны её, то будем не на словах, а на деле нести свой крест, помогая тем самым нести крест Христов. И начать нужно уже сейчас, находясь в храме Божьем. С уважительного отношения друг к другу. С благоговейного отношения к происходящему. Мы верим, что позорная смерть, свидетелями которой мы стали, растопит наши сердца, и мы станем добрее, уважительнее, терпимее друг к другу и своей жизнью начнем проповедовать этому миру любовь, ради которой Невинный принял смерть».
По словам владыки, ныне весь мир, всё человечество пронизано лучами Воскресения Христова. «Эти лучи и неверующего человека берегут от отчаяния и согревают сердца теплом Божественной любви. Мы сегодня склоняемся над Его плащаницей, целуем её в надежде, что эта любовь и нас сделает лучше. Что и мы сможем научиться любить так, как Христос. Что и мы сможем не только помнить Его слова, но следовать им. Не только произносить Его имя, но дышать Его именем. Исполнять заповеди Христовы и свидетельствовать миру о нашей вере не только на словах, но и на деле. Верный в малом – будет верным и в большом. От Его пронзённых рук и ног, от Его закрытых глаз и уст каждый из нас должен вернуться к своим собственным устам, глазам и ногам, – к своей душе. Что сегодня происходит в наших душах? Являемся ли мы носителями благого образа? Благоухают наши дела сегодня или смердят? Тогда в Иерусалиме никто не знал, что произойдет через три дня, хотя Христос и говорил о Своем воскресении. Мы же с вами знаем и живем этой верой. Да, мы скорбим сегодня, но в то же самое время мы и радуемся. Радуемся уверенности, что смерть Христа спасла нас от греха. Мы радуемся, потому что наши сердца отныне озарены светом Воскресения Христова. Радуемся, что больше нет царства греха. Отныне мы чувствуем себя свободными от его власти. Мы радуемся тому, что мы избранные Богом. Да, в один миг мы не изменимся, но у нас всегда есть надежда, что с помощью Божьей у нас всё получится. Бог, если мы захотим, всегда может посеять в нас семена благодати. Нам же нужно только приготовить для этого почву. Будет ли она удобрена слезами покаяния или нет? Будет ли согреваться теплом, которое мы получаем в таинствах Церкви или нет? Только от нас зависит, принесут ли эти семена добрые плоды, чтобы мы могли наследовать жизнь вечную в райских царских обителях».
В заключении своей проповеди Запорожский митрополит призвал свою паству отнестись с пониманием к принятым ограничительным мерам.
«Господь нас сегодня испытывает, проверяет нашу веру. Он даёт нам возможность претерпеть ради Него. Не физически, а вот так. Пойти на определенные ограничения и изменения времени привычных для нас Пасхальных богослужений. Бог Всеведущий и Всезнающий. Он видит душу каждого из нас и знает лучше, что нужно нам. Пусть же Божье благословение и Божья радость никогда не покидают ваших сердец».