Совершаемый в этот воскресный день Чин Торжества Православия, как сказал Его Высокопреосвященство, призван прежде всего напомнить нам о нашей вере и о преданности нашей Матери-Церкви.
«Сегодня здесь собрались верные чада нашей Матери-Церкви. Те, кто благодаря вере хочет меняться и меняется к лучшему, кто несет этому миру свет, прогоняющий мрак ненависти и злобы. В ознаменование окончательной победы нашей веры над язычеством и иконоборческой ересью сегодня вновь звучат слова «Символа веры». Звучат постулаты, звучат те столпы, на которых держится наша Матерь-Церковь. Сегодня также возглашается анафема тем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Православной Церкови и её учениями, тем, кто заражен еретическими заблуждениями. Всем тем, кто был отлучен от Церкви.
Например: “Привносящим новшества календарные, по дьявольскому внушению вводимые, не следующим обычаям Святыя Церкве и указаниям семи святых Вселенских Соборов, яже о Святей Пасхе и месяцеслове добре законоположили нам следовати, а желающим иному следовати, с безбожными астрономами противодействовати всем определениям святых Соборов и ищущим их изменити и ослабити, возводя хулу на Духа Святаго, добровольно облекшимся в клятву, яко в ризу, ким бы они ни были, аще бы ангел с небесе, анафема.
Вселукaвому сборищу, безбожному делу предавшихся и раскол в Церкви Православной учинивших, хулящим Матерь-Церковь и разрушения Ея чающих и всем их последователем, анафема”.
Только не стоит думать, что слово «анафема» означает проклятье и, произнося его во время богослужения, мы тем самым призывам проклятье на голову отлучённых. Это не так. Анафема – это предупреждение об опасности, которая подстерегает душу человека, поддавшегося расколу, соблазну и искушениям дьявольским. Это свидетельство того, что человек отпал от Церкви, которая как чадолюбивая мать не желает никому погибели, а напротив, желает уберечь, предупредить. Как и любая мать, она заботится о нас, о наших душах. Она научает нас только одному – любви. Нигде в молитвах мы не встретим слов о наказании заблудших, а только о вразумлении. О том, чтобы они одумались и вернулись в лоно Матери-Церкви. Сегодня Царица Небесная собрала нас вместе, – людей разных возрастов, разных профессий, разных национальностей, но объединённых одной верой и любовью к Её Божественному Сыну, Иисусу Христу. Его жизнь – символом нашего спасительного пути. И как бы труден он ни был, мы не должны отчаиваться, потому что мы не одни, с нами всегда Господь. Наша Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Каждое выступление против Церкви есть попытка разорвать Тело Христово. Но все эти попытки тщетны, и ни к чему не приведут. Помните, что если с нами Бог, это значит, что мы должны любить нашу Церковь и свидетельствовать об этом своей жизнью, своими добрыми поступками. Верьте в Бога не только разумом, но и сердцем. «Не бойся, малое стадо, ибо Я с вами до скончания века, – говорит нам Христос. Наша Матерь-Церковь стоит уже более двух тысяч лет и будет стоять до скончания века. Она не подчиняется политическим законам, которые установлены врагом рода человеческого. Любые законы, направленные на уничтожение себе подобных, на унижение себе подобных, являются законами дьявольскими».
В заключение Запорожский архипастырь пожелал своим духовным чадам не бояться этого мира, а бояться одного – отпасть от Христа и Его Церкви.
«Только вера даёт человеку силы и укрепляет его как духовно, так и физически. Желаю всем нам крепости духовной и телесной на этом спасительном пути Великого поста. И пусть наши души по милости Божьей, совершив подвиг покаяния, становятся настоящими светильниками этому погибающему миру. И не бойтесь его, потому что на самом деле он боится нас, так как боится правды, которую провозглашает Церковь Христова».
Затем все желающие могли подойти к святыням и помолиться не только о себе и своих близких, но и о тех, кто предан анафеме.