В чине приняли участие, как священники, так и простые люди – участники Второй мировой, военных действий в Афганистане и на Донбассе, представители малоимущих и больные тяжелыми социальными болезнями.
В своем слове Его Высокопреосвященство особо подчеркнул важность добродетели смирения в жизни человека.
«Ни одна наука в мире, кроме богословия, не способна дать ответы на важнейшие для каждого человека вопросы: для чего он приходит в это мир и в чем смысл его жизни? Господь, омывая ноги апостолам, в том числе и Иуде, показывает тем самым пример высочайшего смирения. Он знает, что Иуда Его предаст, а Петр отречется. Сегодня для нас с вами время исповеди, когда мы признаемся в наших предательствах и отречениях. Все мы – и священники, и миряне, составляем Церковь Христову, мы все едины. А это значит, что нет проступков, которые бы не касались каждого из нас. Грех одного болью отзывается в душе другого. И всех нас объединяет Господь, который заповедовал нам любить друг друга. «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга». Каждый из нас – лишь инструмент, орудие, призванное свидетельствовать об этой любви. Если Бог смиряется перед людьми, то неужели мы не может последовать этому примеру? Облечемся же в смиренномудрие, благость, кротость, милосердие и в любовь, которая есть совокупность совершенства, чтобы быть достойными благовествования Христова.
Одним из проявлений жизни без Бога является нравственная деградация современного общества. Мы видим, как предают и отрекаются от Христа, как пытаются делить граждан на своих и чужих, на правых и неправых, на черных и белых. Немало в истории человечества было примеров, когда Господь просто стирал с лица земли многие народы и государства, которые переставали жить по законам любви. Лишь святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать никого не оставляет. Церковь помогает людям обрести смысл своей жизни. Ведь человек – существо смертное, более того, – внезапно смертное. Смерть уничтожает почти все смыслы, кроме одного – быть рядом с Богом, лишь рядом с Ним, человек является тем, кем и должен быть, – кротким, любящим и милосердным, – именно этому учит нас Господь Своим примером. Если мы посмотрим дальше, то увидим, что и Петр также испугался и предал Христа. Но отрекшись от своего Учителя, он, услышав пение петуха, горько зарыдал, потому что понял, что совершил страшную ошибку и раскаялся. И Господь простил Своего ученика. А Иуда ничего не сделал для того, чтобы исправить страшный грех, а лишь пошел и удавился. Сегодня, когда мы заново переживаем все это на днях Страстной седмицы, сердце наполняется и ужасом, и надеждой, и страхом, и радостью одновременно. Мы не должны осуждать Иуду, как и людей, которые стали палачами Христа, не должны осуждать апостолов, которые будучи людьми, испугались. Мы должны думать о том, что, может быть, и мы на их месте поступили бы также, может быть и у нас не хватило бы мужества, и мы согрешили бы. Если бы это было не так, то в сегодняшней нашей жизни мы бы больше благодарили и внимательно относились к тому, что говорит нам Христос. Но если мы продолжаем грешить, значит, нет в нас еще страха Божьего. И значит, мы должны еще раз спросить себя: кто мы, с кем мы и на чьей мы стороне?»