Время Великого поста церковные люди называют «весной души», временем, когда человек оставляет всякие известные ему телесные сладострастия и приступает к взращиванию душевных дарований.
«Каждый наш дар, которым наделил нас Господь, – напоминает Его Высокопреосвященство, – нуждается в том, чтобы его приумножали, взращивали и возделывали. Все христианские добродетели нуждается в том, чтобы их возделывали, над ними трудились, они не появляются из ниоткуда. Лишь через духовное делание человек становится по-настоящему добродетельным. Да, человек может быть от природы добрым, кротким, вежливым, спокойным. Но все эти дары, если их не развивать, могут заглушить страсти, поскольку и добродетели, и страсти появляются и развиваются в человеке в зависимости о того, в каком направлении он идет. Если он идет в сторону Бога, то его добродетели победят страсти, а если отказывается от Бога, страсти заглушат все то доброе, что было в человеке первоначально. И весна души никогда не наступит, потому что дары Святого Духа, духовные дарования, можно получить только через подвиг. А для совершения этого подвига у нас все есть. «Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Отцом и Духом обитает», — говорит нам святитель Игнатий (Брянчанинов). В каждом из нас есть духовная красота, рождаемая добродетелью, но мало об этом просто знать, её нужно взлелеять, взрастить. Если мы не будем бороться со своими страстями, лишь уповая на милость и милосердие Божье, повторяя при этом, что Бог нам все простит, ведь Бог есть любовь, нам не видеть этой красоты. Получается, что человек может оскорблять Бога, глумиться над Ним, поносить и хулить, а Он должен все прощать? Это не так. Человек должен решить для себя: или он живет со Христом и умножает свои добродетели и духовные дары, или отказывается от Христа и живет по своим страстям. Чтобы человек мог преуспеть в своем нравственном совершенствовании, он должен прежде познать, какие страсти в нём есть, и постараться их отсечь. То же самое он должен сделать и с дарованиями, которые ему дал Бог, и развить их. Если станет в смирении их возделывать, то вскоре обогатится духовно. Если будет духовно работать, станет хорошим, если пренебрежёт, станет плохим, – третьего не дано. Человек всегда стоит перед выбором: быть ему с Богом, или без Него. Решив жить без Бога, ему уже не придется полагаться на Его милость и любовь. А сколько особенно сейчас вокруг нас примеров жизни без Бога. Такие люди находят себе кумиров, поклоняются золотому тельцу. Первое время им кажется, что их жизнь – это сплошной праздник. Но ни один земной праздник не может продолжаться вечно, очень скоро последует духовное опустошение, духовная смерть, а затем и смерть физическая. Жизнь не ради спасения, а ради обогащения оборачивается для человека гибелью. Если человек ставит во главу угла не присутствие Божье в своей жизни, а собственные удовольствия, ему никогда не обрести подлинной радости и счастья. Жизнь угодников Божьих учит нас тому, какой должна быть наша земная жизнь, чтобы уже здесь на земле ощутить то блаженство, которое уготовано для праведников в райских царских обителях. Наша душа по своей природе христианка, и от нас зависит: будем ли мы ей помогать возноситься ко Христу и обретать подлинную красоту, или будем тянуть её назад, умножая наши грехи. Пусть же время Великого поста, станет для нас временем победы над нашими страстями, временем расцвета нашей духовной красоты, рожденной лучшими нашими добродетелями».