Двадцатый век отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову. Для многих тысячи подвижников благочестия, населявших одну шестую часть земного шара, он стал не просто одним из самых страшных и трагических периодов истории, он стал для них Голгофой, взойдя на которую, они удостоились от Господа мученического венца.
«Вспоминая сегодня те трагические события нашей общей истории, явившие миру целый сон святых, – сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, – мы должны задуматься о первопричинах, о том, как это могло произойти, чтобы избежать повторения в будущем. Как должны мы поступать, чтобы не пошел брат на брата, чтобы не пролилась кровь единоверцев? Там, где есть страдания, там всегда есть и сострадание, где есть жестокость, там есть и милосердие, где есть боль и мучения, там всегда есть надежда. Именно благодаря надежде, несмотря на жестокие испытания, всегда находились мужественные души, которые сознательно и осмысленно шли на голгофские страдания. Они сделали свой выбор, решив следовать за Христом до конца, чтобы получить все, что Он обещал и уготовил через Свою смерть. Но были и другие, кто чинил расправу, кто гнал и уничтожал себе подобных в тюрьмах и лагерях. Тогдашняя Российская империя считалась православным государством, в школах преподавался Закон Божий, на работу не брали без справки о соблюдении поста, на воскресных и праздничных службах исповедовались и причащались. Как могло случиться, что из таких вот «православных людей» получились палачи и мучители? Почему все это произошло? Дело в том, что эти люди соблюдали все по форме, но по сути оставались безбожниками. Не было в их душе Бога. Человек верил всему, что говорили в этом мире. Ему говорили, что революция – это благо для народа, что смерть царя – это возмездие и мир для страны, всеобщее равенство и братство – это не просто лозунг, это закон новой жизни, начало эры прогресса и процветания, когда не нужно работать, а только наслаждаться жизнью и её дарами. Не так ли все происходит и в нашей жизни? Ешь, пей, веселись, не думай о Боге, не думай о Царстве Божием. Не этого ли хотел блудный сын? Он хотел жить припеваючи, радостно и беспечно. Но стоило закончиться деньгам, которые он получил от отца, и он уже готов питаться вместе со свиньями, забыв былой аристократизм, свои элегантные манеры, былой шик. И он решает вернуться к своему отцу. Решает вернуться не ради новых денег, а ради той радости и любви, которые он находит в отчем доме. Не такой ли радостью и любовью наполняются наши сердца, когда мы ощущаем себя детьми Божьими?
Вспоминая сегодня новомучеников и исповедников, всех, пострадавших ради Христа в прошлом веке, мы должны учиться у них мужеству, твердости в вере, чтобы свидетельствовать этому бушующему страстями миру о любви Божьей не только к нам, а и к тем, кто пока еще как блудный сын видит свое счастье лишь в удовольствиях и земных утехах. Господь наделил человека свободой. Он никого не приводит силой, как не привел силой и блудного сына в отчий дом. Но Он дает человеку выбор: или жить страстями, оставаясь их рабом, или жить настоящей полнокровной жизнью, наполненной радостью и свободой, которая возможно только с Богом».