Святитель вновь напоминает нам о том, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, насколько наша душа погрязла в своих грехах и страстях.
«От юности, фактический с раннего возраста, человек становится рабом своих страстей. Да, он уверенно идет по земле своим ногами, не нуждаясь в поддержке старших, но уверенно ли он идет по жизни? В юном возрасте в душе человека начинают проявляться те изменения, которые связаны с изменениями в его организме. И эти изменения могут привести к воздействию страстей. Если же не начать с юности обуздывать чувства, то они перерастут в страсти. Многие ли из нас в юности думали о душе? Кто-то скажет, что только и думал, потому что с этим периодом связана первая любовь, первые душевные муки. Именно в юности, в самом нежном возрасте, важно как никогда страшим начинать разговор о душе. Именно в этом возрасте душа восприимчива ко всему новому, причем как хорошему, так и плохому. И если в это время душой начнут властвовать страсти, человеку будет нелегко с этим справиться. В дни Великого поста мы пристальнее всматриваемся в свою душу, стараемся разбудить её, если она спит, и увидеть то, что в неё привнес грех. Мы с вами вступили на поприще, которое помогает нам увидеть свою страсть, свои преступления перед Богом и направить себя на покаяние. Это нужда нашей души, потому что она плачет, стонет от греха, нечистоты, извращенности и ищет тишины, в которой бы увидела радость и красоту своего бытия. Мы должны увидеть, как грех враждует против нас. Великий Покаянный Канон – это зеркало нашей души. В нем мы можем увидеть множество наших преступлений перед Богом, наших слабостей, зависимости от желаний удовлетворить себя, искать своей правды, а не Божьей, и не любить ближнего. Покаяние – это тот путь, который каждый должен пройти самостоятельно. Его не может пройти кто-то другой за нас, как не может кто-то другой дышать за нас. Но при этом важно не забывать, что мы не одиноки на этом пути, с нами всегда Господь. Мы с вами призваны к исправлению, и это исправление начинается с покаяния, нашего плача, с изменения наших мыслей и нашего настроения. Вот поэтому мы и читаем Великий Покаянный Канон. Ведь если мы не плачем, мы ничего не видим, ничего не чувствуем, ничего не совершается в нашей душе. Зато, когда мы начинаем плакать, какое умиление происходит в нашей душе. Мы начинаем видеть, как мы слабы пред Богом и Его законами. Мы не должны самообольщаться и думать, что наша душа сама по себе изменится, и мы придем к Пасхе Христовой обновленными. Изменение нашей души зависит только от нас, от нашего желания и нашего настроя, который мы получаем, вслушиваясь в слова покаянного канона, от того, насколько будем усердны в нашей молитве. Так пусть же Господь всем нам поможет в дни Великого Поста, особенно в первую неделю, когда мы слушаем канон, увидеть свою душу, увидеть, как мы через грех, через наши слабости уходим от источника нашей жизни, уходим от Самого Господа».