Участниками мероприятия стали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, в том числе члены Межсоборного Присутствия РПЦ, ученые, врачи, представители православной общественности.
Главной темой встречи стало обсуждение вакцинации от коронавирусной инфекции и аспекты ее восприятия верующими. Отдельным пунктом были рассмотрены проблемы соответствия христианской этике технологий, использующихся при производстве отдельных вакцин.
В онлайн-формате участие в работе круглого стола принял Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский. В своем выступлении правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ подробно прокомментировал озвученные в ходе оживленной дискуссии проблемные вопросы.
– Вопрос вакцинации – это не вопрос веры, а вопрос здоровья, который каждый человек должен решать для себя сам. Это право, но не обязанность. Вакцинация не может быть принудительной. Медицина не может превращаться в инструмент тоталитарной диктатуры и становиться насилием над личностью. Церкви важно отстаивать принцип добровольной вакцинации. Нельзя допустить того, чтобы вакцинация стала политическим инструментом, ущемляющим права и свободы человека. Если это будет допущено, то государство сможет легко вмешиваться не только в жизнь Церкви, но и в личную жизнь каждого гражданина, ущемляя наши религиозные и гражданские права.
Этические проблемы, связанные с верой и совестью, возникают там, где медицинские достижения входят в противоречие с ними. Для начала остановимся на использовании эмбриональных клеточных линий при производстве вакцины. Не зависимо от того каким образом и в какой период времени был использован абортивный материал для изготовления вакцин это не снимает с нас причастности к этому греху. Формулировка: «О связи с абортивным материалом можно говорить лишь в историческом плане» с точки зрения православной традиции ложная. Грех не имеет срока давности и со временем он в добродетель не превращается. Мы до сих пор несем в себе грех Адама и Евы и не смотря на его «давность» он до сих пор доставляет нам массу проблем.
Важно также подчеркнуть, что допускать целесообразность использования того, что было получено в результате греховных действий – лукавство. Позиция: «если уж все равно делают аборты, то почему бы и не использовать этот материла для блага» имеет далеко идущие аналогии. В таком случае «если все равно люди умирают, то почему бы не использовать их тела в пищевой промышленности, в производстве удобрений, и других хозяйственных нуждах»? Можно провести и другие не менее страшные аналогии.
В качестве вывода можно констатировать, что любые медицинские опыты, входящие в противоречие с Евангельскими заповедями и препараты, полученные в результате этих опытов, использовать христианину нельзя. Медицина сегодня, к сожалению, стала одной из форм доходного бизнеса, в котором мораль и этика все больше и дальше уходят на второй план.
Конечно же хотелось бы выступить с предложением о том, чтобы при разработке новых вакцин материальные интересны фармакологических компаний не доминировали над общечеловеческими ценностями, чтобы была полная открытость в информирования о содержании вакцин, о способах их получения, и всех возможных осложнениях. Но очень сомнительно, что этот призыв будет услышан. Но нам, как православным людям нужно отстаивать ту точку зрения, что должны создавать альтернативные вакцины, применение которых бы, не смущало наши чувства и совесть.
Отдельным вопросом являются РНК-вакцины, содержащие в себе биопрограммый вирус, последствия действия которого не являются до конца изученными. Конечный результат воздействия этой разновидности вакцины по крайней мере для нас является не известным. Это вызывает большие опасения и сомнения в разумности массового применения данной разновидности препарата.
Вопросы, связанные с новыми технологиями, которые будут давать возможность под видом вакцинации создавать связанную во едино паутину человеческих индивидуумов с возможностью влиять на их мысли, чувства и желания, и также подчинить их тоталитарному контролю из единого мирового центра, с нашей точки зрения являются фантастическими и научно не обоснованными. Но при этом мы также не должны забывать о том, что новейшие разработки современных нано-и компьютерных технологий нам также не известны. А учитывая, что за последними научными достижениями, связанными с мировым господством уже открыто торчать рога дьявола, нам следует быть осторожными во всем. Особенно если это касается того, что входит извне в наш организм.
В заключение я бы хотел напомнить простую и всем нам известную истину. Хозяином истории жизни всего человечества, и жизни каждого человека является Бог. Когда мы опускаем глаза на землю и пытаемся под микроскопом разглядеть не притаилась ли для нас в вакцинах, чипах, биопастортах, штрих-кодах, и прочем, какая-то скрытая угроза, мы часто забываем о Боге. Нам важно понять – как бы мы не были осторожны, как бы не старались себя оградить и предохранить от духовной опасности, сатана все равно в миллионы раз умнее, хитрее, проворнее, всех нас вместе взятых. Он все равно сможет нас обмануть, как бы что бы мы не делали. Единственное что ему может помешать – это промысел Божий, ограждающий нас от всех козней дьявольских. Поэтому и в настоящем, и в будущем у нас есть только один способ защитить себя от вот всех дьявольских ловушек – образно говоря, «залезть к Богу за пазуху». Это единственное безопасное место, – сказал Его Высокопреосвященство.
В завершение работы круглого стола, его участники приняли итоговый документ, который будет доведен до сведения высшего священноначалия РПЦ и станет достоянием церковного сообщества. Активное участие в его обсуждении и корректировке принял Высокопреосвященнейший владыка Лука.
Подводя черту, участники встречи выразили надежду на то, что широкомасштабные дискуссии по имеющим место актуальным проблемам, будут продолжены в будущем.
Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»
Глубокой благодарности и уважения заслуживают ученые и врачи, предпринимающие значительные усилия для преодоления последствий и профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19, унесшей жизни многих людей и внесшей существенное расстройство в жизнь народов. Сегодня, как и в прошлом, благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в сфере вакцинопрофилактики, стали возможны предупреждение и снижение распространения многих болезней, облегчение страданий, которые они приносят людям, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет в том числе после применения вакцин от соответствующих болезней.
Исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. В частности, указом Святейшего Правительствующего Синода в 1804 году архиереям и священникам было рекомендовано разъяснять народу пользу вакцинации от оспы. Тогда же основы прививания от этой болезни были включены в число общеобразовательных дисциплин в программе обучения будущих священнослужителей. Распространение вакцинации от оспы поддерживал, к примеру, святитель Московский Иннокентий.
Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.
Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей» (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер.
Обеспокоенность части общества в отношении применения вакцин, в том числе вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, обусловлена, среди прочих причин, опасениями в связи с рисками поствакцинальных осложнений и формального подхода к иммунопрофилактике, не учитывающего индивидуальные особенности людей. Участники круглого стола, отмечая, что оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви, подчеркивают важность широкого экспертного и общественного обсуждения данных проблем и надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также сертификации этих препаратов. Не менее важным представляется полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях. Ясное и публичное разрешение должен получить и вопрос о достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей, в случае возникновения у них тяжёлых или долгосрочных поствакцинальных осложнений.
При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с «принятием печати антихриста», равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.
В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым «изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний» (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.
С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.
Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.
Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток.