«Одним своим пребыванием на богослужении, – сказал Его Высокопреосвященство, – христианин свидетельствует о своём единстве со Христом.
Ведь Церковь – это все мы, соединённые со Христом в единый богочеловеческий организм. Мы едины в Теле Христовом. Но едины ли мы в Духе? Соединены ли мы в одном духе и в одних мыслях? Как мы живём и чем мы живём? Каким духом дышим? Наше единство больше всего волновало Христа. Даже в Гефсиманском саду Он умолял Отца Своего Небесного дать нам единство: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…» Единство духа – это сердечное единение людей. Это один настрой, одно устремление в Царствие Божие. Все люди на земле просто обязаны быть единодушны. А для этого необходимо, чтобы сердце управляло всей нашей жизнью. Не мысли, не тело, а именно душа. И чем меньше среди нас будет единодушия, тем больше нас будут разрывать на части страсти. Мы должны всегда помнить, что сердце пораженное грехом, не способно к благородным и прекрасным порывам. Чистые помыслы рождаются только в чистом сердце. Человек, в душе которого живёт богобоязненный дух, не способен на подлость и преступление. И не потому, что он боится наказания, а потому что он не хочет огорчать Бога. Это как любящий ребенок, который боится не родительского наказания, а огорчить свою маму и папу. Он не хочет видеть их со слезами на глазах. Не хочет причинить им сердечную боль. Такой человек никогда не будет равнодушным, – ни к себе, ни к окружающим.
Равнодушие – это паралич души. Чтобы избежать этого недуга, каждый христианин должен постоянно задаваться вопросом: а каким духом жизни он питается?
Какого духа больше в нём: духа эгоизма, себялюбия или боголюбия?
Если мы любим Христа, то мы стремимся к Его любви. Мы спешим на богослужения не для того, чтобы попросить чего-то, а чтобы насладиться встречей с Ним, чтобы напитаться благодатью Божьей. Настоящий христианин не просто чтить День Рождения, или Воскресение Христа, не просто прославляет даты, связанные с Богородицей и угодниками Божьими, но и прекрасно понимает для чего приходит в храм и ради кого Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, пришёл в этот мир, перенёс столько унижений, издевательств, страданий и умер на кресте.
Должен помнить, что Царица Небесная и святые угодники предстоят пред престолом Божьим и неустанно молятся о нас, ленивых, грешных и не способных на слова благодарности, а только на слова самооправдания. Но ради любви Божьей мы должны исправиться. Да, это тяжело. Но никто кроме нас этого не сделает. Если, конечно, мы хотим быть достойными имени Христа. Если хотим называться православными христианами и прославлять Его едиными устами и единым сердцем. Ради любви Божьей, ради единства в духе мы должны участвовать в таинствах Церкви. Должны очищать свои души от греха. И тогда мы вслед за апостолом Павлом сможем повторить, что у нас один Господь, одна вера, одно крещение, – одно тело и один дух».