Обратившись затем к своей пастве со словами архипастырского напутствия, Его Высокопреосвященство призвал посвятить время Великого поста собственному обновлению и очищению.
“Время Великого поста – это время ожидания прихода весны духовной, время подготовки и принятия Божественной исцеляющей благодати, время обновления. Дата начала Великого поста, как и дата прихода весны духовной, всегда разные, но мы все равно чувствуем её приближение. И вовсе не оттого, что богослужения какие-то особенные, или священники как-то по-особенному говорят, а от того, что наше сердце и наша душа чувствуют приближение великой радости. Господь даёт нам великую милость ощутить эту радость через наше покаяние, через наше освобождение от ненавистного греха. Каждый из нас в эти дни имеет возможность ощутить великое милосердие Божие, заслужить Его прощение. Но покаяние не должно быть формальным, символичным. Покаяние – это труд, который требует от человека неимоверных усилий. Без этого человек не сможет даже приблизиться к ощущению любви Божьей, подняться к сияющим вершинам этой любви, которую здесь на земле от нас заслоняют свинцовые тучи человеческих пороков. Избавляясь от грехов, мы прокладываем для себя путь к чистоте и свету. Только обратившись за помощью к Богу, молитвой и покаянием мы можем ожить, преобразиться, стать иными. Господь хочет видеть рядом с Собой иных нас. Не таких, какими мы сейчас являемся. Он хочет, чтобы мы имели прекрасные души, способные глубоко проникаться любовью, чистотою и добродетелью. Вот для чего нам нужен Великий пост”.
“Если человек дерзает носить на себе символ крестных страданий Христа, тем самым он берёт на себя нравственные обязательства быть похожим на Него”, – сказал владыка.
“Но человеческая гордыня мешает исполнению таких обязательств. Человек по своему первородному лукавству требует от Бога больше, чем сам может дать Ему. Из-за этого мы остаёмся эгоистами и любим себя больше всего на свете. Но не ту нашу часть, которая есть отражением в нас образа Божьего, а ту часть, которая досталась нам от сатаны. Лелеем и пестуем в себе собственную лень, сребролюбие, тщеславие, и закрываем глаза на нашу способность быть милосердными, честными и благородными. Любовь к себе – это как раз и есть способность человека сохранять в себе образ Божий. Потерявший же его, имеет душу изъязвленную грехами, потому что находится в руках дьявольских. Мы просим друг у друга прощения, чтобы начать меняться уже сегодня. Чтобы уже сегодня доказать Господу, что мы готовы стать другими. Стать такими, какими Он хочет нас видеть. Ведь Он пролил за нас Свою Кровь. Смысл нашей земной жизни заключается в том, чтобы вернуть себе тот блаженный Рай, из которого наши прародители были изгнаны за преступление заповеди. Бог хочет, чтобы мы вернулись к Нему. Ради этого посылает на землю Своего возлюбленного Сына, чтобы Он мог указать нам этот путь. И Христос Своим искупительным подвигом, Своей Голгофой и Воскресением – первый, Кто прошел этим путем, и нас Он призывает следовать за Ним. Однако все, кто хочет следовать за Ним, должны знать, что Его путь – это путь тесный, и он требует от нас самоотверженности и преданности Христу. Наш долг идти в этот мир путём подвига, путём самоотречения, путём борьбы с каждым проявлением зла на этой земле”.
По окончании проповеди Его Высокопреосвященство коленопреклоненно испросил прощения у духовенства и верующего народа, прочитав в заключение молитву на начало Великого поста.
В этот вечер по традиции все участники богослужения попросили друг у друга прощения.