«Народная мудрость» приписывает веточкам вербы магические свойства. Будто бы если их принести в дом, то в течение года они будут защищать дом от пожаров и наводнений, а хозяев – от болезней, бедности и невзгод. Зараженные этим обманом люди даже не могут правильно поставить себе диагноз, не понимая, что веточки вербы, которыми они размахивают и хлещут друг друга, якобы прогоняя при этом болезни и всяческие напасти, перестают быть исконным выражением радости, любви и торжественности момента, превращаясь попросту в приглашение на казнь.
Иными словами, как говорит Его Высокопреосвященство, если относиться к веточкам вербы, как фетишу, то и поход в храм, и сам праздник, и события, связанные с ним, превращаются в языческий обряд.
«Разве в этом состоит главный смысл сегодняшнего праздника? Этот праздник связан в сознании верующего человека с торжественными и одновременно с трагическими событиями, и призван помочь понять: что же значит и в чем состоит миссия Бога в мире, и к чему устремляются мысли людей, видящие смысл своей жизни в спасении? Народ торжественно встречал Спасителя, идущего в качестве паломника в Иерусалим, зная Его силу, ведь Он воскресил из мертвых Лазаря. Кто же еще может осуществить все желания и чаяния людей? Если главное чаяние израильского народа — это освобождение от римлян, то кто еще может дать долгожданную свободу? Кто может благополучно устроить общественные отношения? Кто может стать справедливым, мудрым, сильным, непобедимым царем, если не Тот, Кто силой Своей воскресил умершего? И потому народ в восторге встречает Спасителя и кричит: «Осанна!» И нет другого лидера, на которого были бы обращены взоры, никто не связывает никаких надежд ни с кем, кроме Того, Кто силой Своей победил смерть… В этом весь трагизм евангельского события, положенного в основу сегодняшнего празднования. Господь никак не откликается на эти приветствия – видимо, глубокой скорбью было охвачено Его сердце. Он не мог не видеть, что миссия Его не понята, слова Его не приняты и даже чудо воскрешения Лазаря не привело к тому, к чему должно было бы привести, ибо Христос не принимал на себя никаких обязательств по освобождению от римской оккупации и не давал никаких рекомендаций по устроению общественной жизни. Его слово было обращено в совсем иную сторону, в иную плоскость. Это слово несло в себе величайшее по своему значению для всех народов, для всех стран и для всех поколений свидетельство о Божией правде, растворенной в реальных заповедях, первая из которых: «возлюби Господа Бога твоего», и вторая, подобная ей: «возлюби ближнего, как самого себя». Чтобы эти заповеди отобразились в умах, в сердцах, в жизни людей, Господь проповедовал, творил чудеса, в том числе воскресил Лазаря. Сегодня мы держим в руках веточки вербы, которые должны напоминать нам о воскресении нашей души, о грядущей победе жизни над смертью, о нашем желании исполнять заповеди Божьи, о нашем стремлении встретиться с Господом. В нашей жизни мы нередко бываем и теми, кто кричит «Осанна» и теми, кто кричит «Распни», когда совершаем грехи. Так пусть же сегодняшний день поможет нам принять всем сердцем, всем разумом то, что совершил Христос ради нашего спасения, чтобы наша вера, преломляясь в наших делах, словах и поступках, помогала нам следовать по пути, по которому должна идти и идет милостью Божьей наша Церковь. Пусть Божье благословение, Божья радость никогда вас не оставляют».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви