×
Пятница, 26 Апреля 2024
сщмч. Арте́мона Лаодикийского;
мч. Криске́нта;
мц. Фомаи́ды Александрийской (Египетской);
прмц. Ма́рфы (Тестовой);


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/veruyushhiy-chelovek-yeto-vsegda-chelove
голосов: 1
5 1
7 Октября 2019 г

Воскресный день на Святой Земле у запорожских паломников начался с Божественной литургии в величественном храме мц. Фотинни, который расположен в Сихеме, что в Самарии, и построен над колодцем праотца Иакова, у которого беседовал Христос с самарянкой.

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/10/Bogosluzhenie-v-khrame-vc.-Fotiny-chto-v-Samarii.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/10/Bogosluzhenie-v-khrame-vc.-Fotiny-chto-v-Samarii-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

В верхнем храме находятся мощи мц. Фотинии и священномученика Фелумена, который был растерзан злобствующими иудеями. А в нижней пещерной части храм находится сам колодец.

Призри с небеси Боже…

Колодец Иакова

Самария (на иврите — Шомрон, ныне Себастия близ города Наблус) — древний город в Палестине, основанный около 880 г. до Р.Х. царём Израильского царства Омри. По этому городу стала называться и целая область, лежащая между Изреельской долиной на севере и Иудеей на юге. В 722—721 гг. Самария была захвачена ассирийцами, город был разрушен, а большая часть жителей Самарии была выселена. Новые поселенцы, собранные со всех концов ассирийского царства, смешались с остатками местного населения. Так образовалась народность, именуемая в Евангелии самаритянами. Самаритяне признавали Пятикнижие Моисея, переняли некоторые иудейские традиции, но считали, что поклоняться Богу надо на горе Гаризим, а не в Иерусалиме. Вместе с тем, самаряне сохраняли и некоторые языческие традиции. Иудеи же, в свою очередь, гнушались всяким общением с самарянами. Господь иногда проходил через Самарию, когда шел из Галилеи в Иерусалим или обратно. Этот путь был гораздо короче, но самаритяне не всегда пропускали иудеев проходить по их земле. Да и сами иудеи гнушались всяким общением с жителями Самарии. Поэтому общепринятый путь был другим — в обход, по Иорданской долине. Во время одного из таких путешествий, когда Спаситель проходил через Самарию, произошла Его беседа с самарянкой, о чем повествует Евангелие от Иоанна. Встреча эта произошла у колодца Иакова. Этот колодец, глубиной около 35 метров, находится около ветхозаветного Сихема (или Сихарь, современное название — Наблус), на северо-западном склоне горы Гаризим. Древнее предание гласит, что этот колодец был высеченв скале патриархом Иаковом.

Почитается не только христианами, но и иудеямисамаритянами и мусульманами. Колодец конкретно не упоминается в Ветхом Завете; Книге Бытия (33:18) гласит, что, когда Иаков вернулся в Сихем из Месопотамии, он разбил лагерь «перед» городом и купил землю, на которой разбил свою палатку. Библеисты утверждают, что это был участок земли, на котором был построен колодец Иакова.

В трудах паломников говорится, что колодец Иакова располагался в разных церквях, построенных на том же месте в течение долгого времени. К 330 г. место было определено как то, где состоялась беседа Иисуса с самарянкой, и, вероятно, использовалось для крещения.

К 384 г. здесь была построена крестообразная церковь, которая упоминается в IV в.  писаниях св. Иеронима. Эта церковь была, скорее всего, разрушена во время самаритянского восстания  в 484 г. или 529 г. Впоследствии она была восстановлена Юстинианом и простояла до 720 г. и, возможно, до начале IX в.

Византийская церковь была в руинах к тому времени, когда крестоносцы заняли Наблус в августе 1099 г., в начале XII в. паломники описывали колодец  без упоминания церкви.

Поздние упоминания XII в. говорят о вновь построенной церкви у колодца. Первым подтвердил это Теодорих, который писал: «… Колодец расположен в полмили от города: он находится перед алтарём церкви, построенной над ним, в которой монахини посвятили себя служению Божьему. Этот колодец называется источник Иакова».

Эта церковь периода крестоносцев была построена в 1175 г., скорее всего, благодаря поддержке королевы Мелисенды, которая была сослана в Наблус в 1152 г., где она жила до своей смерти в 1161 г. Эта церковь была уничтожена после победы Саладина над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 г.

В марте 1697 г., когда Генрих Маундрелл посетил Колодец Иакова, глубина воды в нём была 4,6 м. Эдвард Робинсон посетил город в середине XIX в., описывая «остатки древней церкви», которая располагалась чуть выше, на юго-западе от колодца как «бесформенная масса развалин, среди которых видны части серых гранитных колонн, которые по-прежнему сохраняли свой блеск».

Местные христиане продолжали почитать это место, даже когда там не было церкви.

В 1860 г. место было получено греческой православной патриархией и новая церковь, освященная во имя св. Фотины Самаритяныны, была построена вскоре после этого.

Землетрясение 1927 г. в Палестине уничтожило это здание.

Отец Иустин, уважаемый греческий православный священник в Шхеме, позже возглавил масштабный проект реконструкции храма.

Купол храма вч. Фотины

Колодец Иакова с тех пор восстановлен и находится внутри новой церкви, которая воспроизводит конструкцию церкви периода крестоносцев. Колодец находится в крипте церкви на более низком уровне. В настоящее время здесь выстроен величественный и очень красивый храм.

 

Общий вид

Строительство его завершилось совсем недавно. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарём большого храма.
Женщина-самарянка, с которой беседовал Господь, прославляется Святой Церковью как святая мученица Фотина, она пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г.

Ковчег с мощами мц. Фотины

Святая Фотина (Светлана) была родом из Самарии. Именно с ней Господь разговаривал у колодца Иакова (см.: Ин. 4), открыв все, что она сделала с детства. Услышав это, она изменила образ жизни и начала проповедовать Благую Весть в своей земле, обратив четырех сестер и двух сыновей.

После мученической кончины святых апостолов Петра и Павла во время Неронова гонения (ок. 54) она вместе с сыном Иосией (или Иосифом) с успехом проповедовала веру в Карфагене. Другой ее сын, Виктор, после удачных сражений против варваров был назначен военачальником и послан императором в Галилею с приказом убивать христиан. Однако он вместо этого стал сам проповедовать веру и увещевать христиан быть твердыми. Виктору удалось обратить военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Узнав об этом, император приказал немедленно судить их всех. Но осознав, что ему не удастся их переубедить, повелел отрубить Виктору и Иосии руки по плечи и бросил их в темницу.

Святая Фотина тоже предстала перед судом. Ей удалось обратить дочь императора и ее служанок, что вызвало бешенство тирана – он приказал бросить святых в раскаленную печь. Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В кишевшем ядовитыми змеями каземате им явился Христос в Божественной славе в сопровождении апостолов Петра и Павла и сонма ангелов. Он благословил их: «Мир вам! Блаженны уверовавшие в Меня!» Так они получили силы перенести трехлетнее заключение, во время которого обратили многих язычников.

Когда их вывели из тюрьмы для новых истязаний, с ними был Ангел-Хранитель. Тиран приказал снять со святой Фотины кожу и бросить тело в пересохший колодец. То же было сделано с ее сыновьями и Севастианом. Лишив их мужских органов, мучеников заперли в заброшенной бане. Другим святым женам отрезали груди, а потом тоже содрали кожу. Фотину привязали к пригнутым к земле вершинам двух деревьев и, отпустив, разорвали на части. Так, в страшных муках, души святых взлетели в Царство Небесное.

В храме почивают мощи священномученика Филумена, возрождавшего это место и зверски замученного и убитого иудеями. 

Вид сверху на раку с мощами ново-священномученика Филумена святогробца

Родился святой в 1913 году близ Левкосии на Кипре и был одним из тринадцати детей в семье. С самого раннего возраста святой выказывал великое благочестие. Когда ему исполнилось 12 лет, он тайно бежал из родительского дома со своим братом-близнецом, чтобы поступить послушником в монастырь Ставровуни. Там они оставались на протяжении пяти лет, а потом отправились в Палестину, желая посвятить себя служению Церкви (1930). Окончив среднюю школу в 1939 г., отец Елпидий служил священником в разных местах, в конечном счете, уехав на Афон.

В это время отец Филумен вступил в ряды монашеского Братства Храма Гроба Господня в Иерусалиме, приняв монашеский постриг с именем Филумен. Его духовный сын, преподобный Егия, записал воспоминания своего духовного отца об этом: «Отец Филумен рассказывал мне о своей жизни в Вифлееме, где епископ не одобрял получение образование монахами, чтобы они не поддались искушению принять священный сан. Однако из-за своей ревности к безнадзорным душам палестинских верующих, отец Филумен учился, чтобы свободно говорить на арабском языке, как литературном, так и разговорном. Он воспевал Святое Евангелие легче, чем многие арабы, и проповедовал Православную веру не только словами на арабском языке, но и православным образом жизни. Что за пастырь он был, достойнее многих из епископата! Тем не менее, из-за политики и потребностей Патриархата, его ставили на другие должности.

Будучи рукоположен в священный сан, святой Филумен усердно исполнял различные послушания, которые поручал ему Патриархат: в монастыре святого Саввы, в Вифлееме, затем в обителях святых апостолов на Тивериадском озере и архангела Михаила в Яффе. Призванный в Иерусалим, он служил в монастыре архангелов. Он был игуменом монастыря святой Феодосии и настоятелем патриаршей церкви святых Константина и Елены.

Всякий раз, когда палестинские верующие были шокированы поведением какого-либо недостойного священника, всякий раз, когда отсутствие европейской финансовой помощи для православных наталкивала верующих на вопрос: «почему бы не окормляться у униатов?», Патриарх Иерусалимский посылал отца Филумена, как истинного защитника веры, человека более чем непорочной жизни, человека, которого невозможно было представить говорящим нескромное или неуместное слово, человека, чья вера и честность были образцовыми для всех.
Благословенный мученик наиболее выделялся тремя качествами: первое, может быть отчасти природное, но бесспорно усовершенствованное благодатью, — мягкий и нежный голос. Вторым была скрупулёзная точность в мелочах, но именно в вопросах богослужения. Он никогда не опускал ни одного слова службы какого-либо дня. Когда он был один с келейником в некотором отдаленном монастыре, он, особенно на утренях, медленно проговаривал каждое слово каждого псалма или канона. Даже в монастыре святого Саввы читали не так хорошо. Однако когда на всенощной или Божественной литургии присутствовали паломники, он делал обычные сокращения, чтобы службы не были слишком длинными, и у некоторых не возникло бы соблазна уйти. Потом он индивидуально дочитывал все, что не было произнесено в церкви. Те, кто оставался с ним на какое-то время, видели копии Минеи, Часослова, Синаксаря и т.д. и замечали, что закладки всегда были на месте, тома никогда не были пыльными, что заслужило исполнение Божественного обещания: «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). И третьим, наиболее ненавязчивым, почти тайным, было его смирение.

8 мая 1979 года был возведен в сан архимандрита и назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Был подвижником, вел очень строгую жизнь.И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.

Святой Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. Так как Колодец Иакова почитается как священное место и евреями, и мусульманами, он даже позволил иудеям приходить каждую неделю ко Кладезю Иакова, чтобы совершать там моления. Однако вскоре некоторые из иудеев потребовали убрать из часовни все иконы и священные предметы, будто бы мешающие им молиться. Святой Филумен отказался, и в ответ посыпались угрозы.
Иудеи требовали, чтобы о.Филумен убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца, потому что они не могли смотреть на них, крест и иконы мешали им молиться. Но о.Филумен настаивал на том, что колодец Иакова был и остается православной святыней, что здесь место, где сидел Господь, где Он беседовал с самарянкой. Ему угрожали, на него оказывали давление. Он чувствовал, что его стараются «убрать» с этого места, но стоял твердо.Мученическую кончину архимандрит Филумен принял в храме, который он восстанавливал. Произошло это 29 ноября 1979 года. Убийцы вошли в храм, когда о.Филумен служил вечерню, он вышел к ним в епитрахили. Они нанесли о.Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, — выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак Креста. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. Не удовольствовавшись убийством кроткого священника, они осквернили храм: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунства. Наконец, взорвав в часовне гранату, они бежали. Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14).

Отец Филумен принял мученическую кончину в день своего тезоименитства – 29 ноября, когда отмечается память мучеников 3 в. — Парамона и Филумена.

Удивительное обстоятельство поведал брат-близнец Святого – о.Елпидий: находясь на огромном расстояния от того места, он услышал голос о. Филумена, который говорил ему: «Брат мой! Меня убивают во славу Божию. Прошу тебя, не смущайся!»

Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа.Тут же сторож сообщил в полицию, а она, в свою очередь в Патриархию.Оттуда на место отправились митрополиты: Кесарийский Василий и Германский Петр, отцы: Григорий, Мелитон и Дионисий, и еще некоторые монахи. Печально было зрелище, открывшееся им: иконы в ярости разбиты, от Распятия отрублена левая рука, святая риза исчезла Самодельная бомба, которую неизвестные бросили в храм, сотворила такую разруху, что казалось: все здесь заброшено многие годы.Тело святого Филумена уже забрало начальство в Тель-Авив, чтобы сделать вскрытие, а через пять дней сообщили отцам Святогробского братства, что они могут подъехать и забрать его.Рассказывает отец Софроний. Со мной приехали еще три отца из Патриархии и нам его выдали. Но вы не представляете, как он был изрублен! Лицо неузнаваемо, со следами мучений.С печалью взяли отцы мощи святого, чтобы приготовить его к погребению. Но несколько минут спустя обнаружилось нечто удивительное. Тело мученика, хоть после смерти и минуло уже пять дней, не подверглось видимому смертному окоченению. Напротив, оно было мягким и гибким, как при жизни.Вспоминает отец Софроний. Когда я начал его одевать, потому что другие не могли даже смотреть на него из-за ран, говорю отцу Филумену, словно живому: Старче мой, помоги мне теперь одеть тебя. Видишь, я один? Когда начал облачать его в рубашку, одна рука так и опустилась в рукав. Потом другая. И ноги! Я их соединил, когда одевал, а когда закончил, они и остались так.Как только тело приготовили, перенесли его сначала в Патриархию, затем в храм святой Феклы. Там, 4 декабря 1979 года, состоялось отпевание в присутствии отцов Святогробского братства, родственников святого и множества народа, и не только православных, но и инославных, и мусульман.Многие пришли, вспоминает отец Софроний, даже иных исповеданий, мусульмане, ходжи. Все любили его, желали дать последнее целование. Какой плач! Какое рыдание! Все оплакивали его, так это был добрый и святой духовный наставник.Как только закончилось отпевание, народ и клир в сопровождении полиции, которую еще с утра прислало израильское правительство, опасаясь возмездия, пришли на кладбище святогробского братства в Святом Сионе, где и состоялось погребение страстотерпца.

Месяц спустя после мученической кончины святого Филумена к колодцу отправились настоятельница Вифанского монастыря Евпраксия с сестрами Митродорой и Макарией и игумения обители Великой Панагии, монахиня Нимфодора с сестрой Феодулой, чтобы убраться в помещении и приготовить его к служению тех отцов, которые в будущем будут сюда назначены.

Войдя в часовню, вспоминает сестра Митродора, мы повсюду увидели кровь: на полу, стасидиях, железных перилах лестницы, стенах, но неприятного запаха не было. Казалось, святой не умер сразу после ударов, но его протащили к выходу. А может быть, он пытался подняться на одну-две ступени лестницы, а потом упал туда, где его в конце концов и нашли, у деревянного стола, в нижней части лестницы, справа Итак, мы начали уборку. Согрели воды и взялись, но вся эта кровь не уходила. Будто сочилась из пола А мы оттирали ее и плакали.Верующие собрали капли крови мученика в сосуд, теперь Ковчег с каплями крови Св.Новомученика Филуменоса выносять паломникам для поклонения.

Святой Филумен служил на Святой Земле 46 лет (1933-1979 гг.). 30 ноября 1983 года блаженнейший патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов совершил открытие мощей архимандрита Филумена, как это принято у греков. Гроб его был с предосторожностями извлечен из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Когда открыли гроб, тело было нетленно и благоухало. Его руки легко сгибались. Тогда гроб был закрыт и вновь открыт на Рождество 1984 г.Мощи были обмыты, обернуты новым покровом и положены в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, где пребывали несколько месяцев, а затем были перезахоронены в новом гробе на сионском кладбище. Почитание его как мученика началось с самого начала. В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре: в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы. 29 августа 2008 года, накануне дня освящения достроенного храма святой Фотинии Самарянки греческого монастыря над Колодцем Иакова в Самарии, мощи священномученика Фелумена торжественно были перенесены в Сихем. 11 сентября 2009 года Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви причислил архимандрита Филумена к лику святых.29 ноября 2009 года патриарх Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме святой Фотинии Самарянки в Сихеме Божественную литургию, по окончании которой был совершен крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. В своем слове патриарх отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.Господь решил позволить нашему поколению христиан иметь своих мучеников. Несомненно, это кровь убитых православных христиан, таких как архимандрит Филумен на Святой Земле, иеромонах Василий и два оптинских монаха в России и брат Иосиф Муньос на Западе, является сегодняшним “семенем”, которое зреет и будет приносить урожай в винограднике Христа. Молитвами святого новомученика Филумена, да дарует Господь Бог страждущим людям Святой Земли решимость противостоять грозяшему им анти-христианскому насилию и пошлет им в изобилии Свою помощь и благодать к непреклонному и пламенному исповеданию святой православной веры.

Тело святого Филумена, оставшееся нетленным и сотворившее уже немало чудес, покоится в церкви святой Фотинии. 

Рака с мощами ново-священномученика Филумена святогробца

Храм, над которым столько потрудился священномученик Филумен, был освящен в 2009 году.

Западная стена храма мц. Фотины

11 сентября 2009 года архимандрит Филумен был канонизирован Иерусалимской церковью как священномученик. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви.

После окончания Литургии Его Высокопреосвященство обратился с проповедью, в которой отметил особую важность паломничества, как уникальной возможности найти ответы на многие насущные вопросы современности.

«Ведь верующий человек – это всегда человек думающий и ищущий ответы на многие вопросы, которые перед ним ставит жизнь. Чего только стоит поиск ответа на вопрос: кто такой современный христианин? Прежде всего это, конечно, человек, который не боится открыто свидетельствовать о Христе и жить с Богом. Не боится быть белой вороной, как обычно называют тех, кто не такой как все, и не хочет быть серой и безликой людской массой. Быть самим собой – вот, пожалуй, одна из самых важных черт современного православного человека. Но в чем это должно проявляться? Что значит быть самим собой? Это значит не поддаваться всевозможным трендам и новомодным течениям, не подстраиваться под изменяющийся мир. Не прогибаться под него, а твердо стоять в своей вере и следовать не за временем, а за  Христом.  «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Вот о чем мы должны думать прежде всего. Бог неизменен, – Он Тот же сегодня, каким был и сотни, и тысячи лет тому назад, и тогда, когда времени еще не было, и останется Тем же, когда времени уже не будет. А вот мир меняется, как и меняются люди, и оттого христианину, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), так необходимо понимать дух времени, в которое ему пришлось жить. Не для того, чтобы следовать ему, а для того, чтобы от него уклониться, сохранить себя от его лукавства, от того, что в нем противно Христу и христианству. Быть самим собой сегодня без Бога уже практически невозможно. Стоит человеку от Него отвернуться и он уже поглощен суетой. При этом парализуется не только его духовная жизнь, но и всякая способность ясно мыслить и четко понимать какие-то простейшие вещи: что делал вчера, чем буду заниматься завтра, для чего зарабатывать деньги, зачем воспитывать ребенка и как нужно его воспитывать и так далее. И в этом быстро меняющемся мире, предлагающем новые бренды не жизни как таковой, а лишь выживания в ней, а именно – «будь как все», вера многим помогает выстоять, разглядеть под глянцевым слоем рекламных буклетов то, что уводит от духовной жизни. Ведь человек, жаждущий сугубо мирских благ, не только становится заложником общества потребления и девиза «бери от жизни все», но и меняется для других, не замечает детей, родителей, нуждающихся. Христианин же спокойно смотрит на имеющееся у него и у другого человека. Без зависти и желания «стать таким же» и «брать от жизни все». Главные его устремления – забота о душе. Поэтому настоящий христианин спокоен, сосредоточен, миролюбив и не гонится за модой, не ищет материальных ценностей, – он ищет Бога».

По словам владыки, эта поездка способна многому научить, если воспринимать её, конечно, не как увеселительную экскурсию.

«Господь привел нас сюда не для того, чтобы мы набрались новых впечатлений или напитались новой энергией, а изменили состояние своего духа. А эти изменения возможны только по благодати Святого Духа, который не войдет в наши сердца и не просветит их, если они будут завалены всякой скверной, – оскорбительными как для Бога, так и для самого человека мыслями и чувствами. Современный христианин – опора этого мира. Представьте только, что на наших плечах держится этот мир. Мы – та закваска, которая сквашивает весь мир. Мы помогаем Спасителю в Его крестоношении».

В заключение Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы каждый смог не только напитаться Божественной благодатью, но и стать её источником, возвратившись на родину.

«Святой Дух наполняет наш разум светом и знанием, Он оживляет нас, просвещает и воодушевляет, делает нас солью земли, закваской. И мы, будучи этой малой закваской, избрав нашу веру во Христа, ничего не должны бояться и оставаться сами собой вопреки всему. Ведь говорить «я не могу и я не в силах» – значит отказываться нести свой крест. Вот почему для нас важно не только православно думать, но и православно жить, не подстраиваясь под изменчивый мир, потому что Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же».

После Литургии батюшка Иустин провел к колодцу Иакова и окропил всех водой, отметил, что священномученик Филумен в прошлом неоднократно защищал его от нападений фанатиков, и в настоящем покровительствует и всячески помогает в нелегком служении на этом Святом Месте.

Несмотря на многочисленность группы, радушный отец Иустин всех угостил кофе и печеньем. А по просьбе владыки Луки благословил запорожским паломникам поруч, который носил священномученик Филумен.

У колодца Иакова с о.Иустином

После посещения Самарии паломники отправились в заповедник на месте Крещения Господа, который находится на территории Иордании.

Руины базилики с бапсистерием, на месте крещения Христа

Руины базилики с бапсистерием, на месте крещения Христа (другой вид)

В состав этого заповедника входят: место Крещения Спасителя, на котором сохранились развалины древней базилики, в центре которой находился баптистерий, а возле неё еще три храма.

Мозаичная карта расположения храмов на месте крещения Спасителя

Сейчас эти сооружения находятся на расстоянии нескольких сот метров от воды в связи с тем, что со времени Крещения Христа русло реки Иордан претерпело изменения.

Река Иордан (современное русло)

Недалеко от этих храмов находится источник, который был вырыт Иоанном Предтечей.

Источник пр.Иоанна Крестителя

В данный момент он пересох, но в прохладное время года он наполняется водой. Кроме этого там еще находится холм пророка Ильи с вершины, которого был взят святой на небо, а у подножия холма сохранились развалины храма с пещерой, в которой вначале жил пророк Илья, а затем пророк Иоанн Предтеча.

Вид на холм пророка Ильи, откуда он был вознесен

Купель на холме пр. Ильи

Купель с 18-ти метровым колодцем на холме пр. Ильи

Останки храма возле пещеры, где жили пр. Илия, а после него пр. Иоанн Креститель, на холме пр. Ильи

Сохранившаяся мозаика пола древне-византийского храма на холме пр.Илиьи

Сохранившиеся части от древней базилики на холме пр. Ильи

Останки монастыря прп. Марии Египетской

Пустыня, в которой подвизалась прп. Мария Египетская

Сохранившиеся кельи отшельников

Обойдя этот заповедник, паломники направились для размещения в Доме паломника (Русская Духовная Миссия), который находится на берегу реки Иордан. Оставив вещи в номерах и переодевшись, все собрались на берегу для совершения водосвятного молебна, после которого все имели возможность совершить омовение в священных водах Иордана.

Освящение воды на Иордане

Перед погружением в воды Иордана

????????????????????????????????????

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери

19 апреля 2024 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божьей Матери (Субботы Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

Поговорим по душам

27 апреля 2024 года в 13:00 в на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

27.04.2024
Поговорим по душам
4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95