Христос воскрес. И тысячи, десятки тысяч мучеников стали встречать смерть с улыбкой на лице, девушки спешить под меч радостнее, чем под венец, а дети становиться сильнее и опережать взрослых мужчин в храбрости.
«И все это, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — благодаря тому, что верующий человек перестал бояться смерти, её для него просто не существует. Пустыни перестали пугать своей безжизненностью, а леса своей непроходимостью и смертельными опасностями, – их заселяли монахи, потому что Христос воскрес. Сверху донизу треснули стены ада и несметное число душ, как птицы, влетели в Небесное Царство, куда раньше всех вошел спасенный верой и очищенный страданиями благоразумный разбойник. В эти светлые и праздничные дни те из нас, кто, в силу разных обстоятельств, возможно, по причине собственного маловерия, или терзающих наш разум сомнений, ощущал себя никому не нужным и потерянным в этом бескрайнем мире, вдруг убеждаются в том, что они не одиноки, не забыты, более того, – они любимы, их помнит и знает по имени Тот, для Кого миллионами голосов звучит ужу много веков вселенская пасхальная оратория. Этот день дается нам для того, чтобы мы поняли, или, во всяком случае, начали понимать, что в этой вселенской оратории есть, –если не партия для нашего голоса, – то, во всяком случае, нота, но очень важная нота, исключительная нота, – своя.Сейчас много говорят о том, что неважно в какую ходить церковь, ведь Бог все равно один. Бог действительно один и Церковь одна, а вот желающих называть себя церковью Христовой много. И тут очень важно не ошибиться. Сегодня мы слышим евангельское чтение о том, как два человека по дороге в Эммаус, встретили Христа, и, приняв его за местного садовника, рассказали Ему все, что произошло в эти дни в Иерусалиме. Не так ли происходит и в нашей жизни? Мы, рожденные в таинстве Крещения для жизни вечной, выходим на этот жизненный путь и идем из Иерусалима в Эммаус. Мы путешествуем по этой жизни и бурно, как те два путешественника, обсуждаем Христа, обсуждаем все, что с Ним связано, не замечая, что Христос всегда идет рядом с нами. Он среди тех, кто в эту минуту имеет нужду, кто остался сиротой, кто смертельно болен или лишился средств к существованию. А как поступаем мы? Видим ли мы в этих несчастных Христа? Мы не замечаем этих людей. Христос всегда незримо присутствует в богослужениях, в словах, которые звучат под сводами храма. Но нас больше привлекают сами песнопения, красота их звучания, а не их смысл. Из евангельской истории мы узнаем, что Христос был узнан своими учениками лишь во время преломления хлеба. Это значит, что только в таинстве Евхаристии мы можем увидеть и познать Христа. И пусть те, кто называет себя христианами, кто имеет такие же одежды, как и мы, такие же здания, как у нас, повторяют то действо, что произошло в Великий Четверг, они не совершают таинства, ибо оно лишено благодати Божьей, и значит, им не дано познать и увидеть Христа. Вот почему для нас с вами так важно именно сейчас умножать славу Божью, стать её причастниками, свидетелями и участниками таинства Евхаристии. Ведь только через участие в таинстве Евхаристии мы можем засвидетельствовать миру, что являемся православными христианами. Христос воскрес не ради чуда, а ради нас. Воскрес, чтобы мы ничего не боялись, не боялись смерти и верили, что однажды рожденные, мы уже никогда не умрем, а вслед за благоразумным разбойником воскреснем для жизни вечной в райских царских обителях».