«Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к её уврачеванию».
Вера в Бога, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, невозможна без познания Бога, причем, не только разумом, то есть путем чтения богословской литературы, но и сердцем, то есть, исполняя Его законы.
«Познавать Бога сердцем – значит всей своей жизнью свидетельствовать о любви. Сейчас у многих, особенно у молодых людей, понятие любви сводится к плотским отношениям. Они зачастую даже предположить не могут, что любовь может быть иной, и прежде всего, жертвенной. Когда ради человека, которого любишь, готов пожертвовать жизнью. Вряд ли кто-то захочет отдавать свою жизнь за того, кто просто нравится. Непонимание многогранности и многозначности для человека этого великого чувства, приводит к тому, что и чувство сытости, и чувство удовлетворения, обозначают словом «любовь». Но есть любовь, пример которой дает нам Христос. Ради любви к нам, Он приносит Себя в жертву. Примером жертвенной любви является для нас архидьякон Стефан, память которого мы сегодня прославляем. Из жития святого мы знаем, что он был предложен общиной для помощи апостолам, так как выделялся из всех своей верой и даром слова. Он проповедовал в Иерусалиме. И истинность слова Божьего, которое он нес людям, подкреплялось знамениями и чудесами, что вызвало ненависть фарисеев. На основании ложных показаний купленных свидетелей, синедрион решил его побить камнями, как того требовал еврейский закон. Но даже после этого Стефан продолжал просить Бога смилостивиться над его убийцами и мучителями. «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой», – говорил он. Его жизнь и смерть являются для нас живым свидетельством исполнения самого совершенного для спасения людей закона, – закона любви к врагам. Никто до Христа не приносил в мир ничего подобного ради нашего спасения. Господь учит нас любви к врагам. На первый взгляд это кажется чем-то фантастическим и нереальным. Как можно любить того, кто тебя готов убить, кто клевещет и поливает тебя грязью? Но это только на первый взгляд кажется невозможным. Господь ни разу не произнес такого поучения в мире, которое невозможно было бы исполнить людям. Ведь Он, будучи Богом совершенным, знает глубину немощи естества человеческого. Вот почему Он начинает учить нас любви к врагам словами: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Какая великая истина и какая великая правда заключены в этим словах. Если человек не хочет быть обворованным, он сам не должен воровать. Кто хочет, чтобы у него другой украл любимую вещь? Или чтобы он опозорил, обесчестил, испортил, мстил или причинял зло? Иными словами, если чего-то плохого не хочешь получить в ответ, то и не делай этого другому! Если кто-то скажет, что такой любви нельзя научиться, то это не так. Такой любви можно научиться, но лишь познавая Бога сердцем, а не только разумом».
Поздравив отца настоятеля и прихожан с престольным праздником, владыка пожелал учиться сердечной любви ко всем тем, кто находится рядом.
«Неважно кто находится возле нас. Какой это человек: богатый или бедный, знатный или рядовой, враг он наш или друг? Важно только одно: этот человек является для нас носителем образа Божьего. И пусть даже поврежденного образа Божьего. Но не нам с вами судить и решать у кого больше благодати: у него или у нас? Мы знаем, что Бог наделяет любовью каждого из людей. Нам же остается только стараться большей любовью наделить всех тех, кто находится рядом. Ведь только тогда мы сможем сказать, что имеем истинную веру, – веру, которая разрушает скалы и делает нас стойкими. Вера, которая вводит нас в райские царские обители и помогает противостоять всевозможным искушениям, которых сейчас так много в нашей жизни».