«Литургию Преждеосвященных Даров святые отцы называют литургией покаяния, – сказал Его Высокопреосвященство. – Такое название она получила потому, что мы по-особенному каемся, падаем на колени перед Самим Христом. Насколько важно для каждого из нас вновь и вновь прочувствовать весь смысл этой литургии.
Время Великого поста – это самое поучительное и трогательное время в православном календаре. Без понимания этого будет очень трудно правильно и осмысленно пройти спасительный путь святой Четыредесятницы. Литургия Преждеосвященных Даров не служится каждый день. Даже это обстоятельство свидетельствует о заботе Матери-Церкви о каждом её чаде. Сегодня уже мало кто сомневается в пользе поста для нашего тела и души. Даже светские врачи его рекомендуют своим пациентам.
Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост –такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?»
По словам владыки, время Великого поста дается нам еще и для того, чтобы проверить свое отношение к молитве.
«Молитва – это не набор красивых слов и умных фраз. Она не может сводиться к пустословию. Без внутренней молитвы одна лишь внешняя молитва не имеет значения. Необходимо ум свой вводить в сердце. В сердце любовь, гнев, радость, горе. От любви сердце веселится, от радости бьется, – вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем. Но так как ум часто уходит со своего караула и в сердце начинают проникать всякие греховные чувства – лесть и обман, нужно стражника возвращать на свое место при сердце. Нужно следить, чтобы он не дремал и не покидал своего поста. Человеку, который потерял связь с Богом, свою отправную точку, очень трудно быть искренним в молитве.
Великий пост – время, которое дается нам на исправление нашей молитвы, для возвращения к своим истокам, возвращения к Богу. Через века и сотни поколений сегодня к нам возвращаются слова Ветхого Завета. Они звучат для того, чтобы в наших сердцах воспылали любовь и вера. К великому сожалению, сегодня немало охотников погасить огонь нашей веры. Но означает ли это, что мы должны опустить руки и сдаться на милость «победителя»? Разве этому нас учат святые отцы? Разве этому учит нас Господь? Мы с вами участники тысячелетней, многовековой истории нашей Церкви. Кажется, как давно это было! Но Господь наш во все времена один и тот же. А это значит, что мы всегда с Богом, для Которого нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Будем же стараться жить с Богом, соединяться с Ним в таинстве Евхаристии. Будем стараться быть истинными участниками этой Божественной литургии Преждеосвященных Даров, чтобы наши молитвы всегда были направлены к Богу, а наш молитвенный подвиг не был напрасным».
Литургии предшествовало Таинство Исповеди, во время которой священники города Мелитополя и района исповедовали владыке Луке своих грехи.