Обращаясь в этот день к своим духовным чадам, Его Высокопреосвященство особо указал на необходимость понимания каждым членом Церкви Христовой своего долга.
«Долг пастыря, священника – учить народ Божий и наставлять, чтобы он достойно исполнял своё призвание на земле. Долг пастыря здесь, на земле – утверждать вечное на примерах настоящего. А это возможно только благодаря дарам Духа Святого. Там, где нет благодати Духа Святого, там есть только гордыня и желание привести народ Божий не к его Творцу, а к себе. Вот почему так важно, прежде чем начать кого-то учить, спросить себя: а есть ли это выполнением воли Божьей? Возможно, в этом нет ничего кроме желания услужить сатане, играющем на наших страстях и слабостях. Необходимо всегда помнить притчу о талантах и ревностно их приумножать. Это и будет выполнением воли Божьей. Получив дары от Господа, мы должны посвятить всю свою жизнь их осмыслению, бережному хранению и творческому приумножению. Велика в этом ответственность тех, кто выбрал путь научения других бережному отношению и приумножению бесценных духовных богатств. Но не меньшая ответственность лежит и на тех верующих, которые получивши от Бога духовные дары, не спешат их умножать. Более того, они не желают даже иной раз слушать тех, кого посылает к ним Господь, восстают на них, вплоть до того, что восстают на Самого Христа и Его Церковь. Они ищут для себя других так называемых «учителей» , которые уводят их от истины, уводят от Бога. Подлинным же учителем может считаться только тот, кто не ищет славы для себя, а делает всё во имя Господа. Кто обращает каждое своё слово, каждый свой поступок во славу Божью с твёрдым убеждением, что именно в этом состоит его призвание и священный долг перед Создателем».
По убеждению владыки, познание Бога без осознания человеком его духовной немощи, приводит к одному – к гордыне.
«Вера в Бога невозможна без познания Бога. Но при этом важно помнить, что Бог познается не только умом, то есть путём чтения и изучения богословской литературы, поучений святых отцов, но и сердцем, – то есть, исполнением законов Божьих.
Познавать Бога сердцем – значит всей своей жизнью свидетельствовать о любви. Сейчас многими, особенно молодыми людьми, понятие любви сводится к плотским отношениям. Непонимание многогранности и многозначности для человека этого великого чувства, приводит к тому, что и чувство сытости, и чувство удовлетворения, обозначают словом «любовь». Но есть любовь, пример которой дает нам Христос. Ради любви к нам, Он приносит Себя в жертву. Примером жертвенной любви является для нас архидьякон Стефан, память которого мы сегодня прославляем. Наша Церковь всегда говорила и продолжает говорить правду, за что остается гонимой с раннехристианских времен и до наших дней. Великие подвижники, подобные святому Стефану, были гонимы. Но разве от этого ожесточились их сердца? Перед смертью он произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех?» Когда мы имеем возможность молиться, когда имеем возможность открыться Богу, важное место среди наших молитв должна занимать молитва за наших врагов. Молиться, чтобы Господь ввёл их в разум истины, чтобы человек наконец-то понял, что всё, чем он владеет, завтра он может потерять. И жизнь, и здоровье, – всё это дар Божий, который завтра можем потерять. И многое, что у нас есть, нам не принадлежит, а является даром, который мы можем утратить. И поскольку это дар Божий, то мы должны его умножать и что-то возвратить Тому, Кто нам это дал».