Сегодняшнее богослужение, как отметил Его Высокопреосвященство, есть всего лишь повторение пасхального, которое в силу известных обстоятельств, было проведено в режиме онлайн.
«Сегодня одинаково и радостно, и грустно. Радостно потому, что если вспомнить Серафима Саровского, то он всегда всех встречал словами пасхального приветствия не только в дни Светлой Седмицы, но и во все остальные дни. Он так обращался к людям, потому что в его сердце, в его душе жила радость о воскресшем Христе, радость присутствия Божьего в его жизни. Как бы мне хотелось, чтобы и в нашей жизни эта радость никогда не оскудевала. А грустно потому, что испытав однажды пасхальную радость, мы в силу разных обстоятельств начинаем относиться к ней пренебрежительно. Сегодня для нас посещение храма предполагает некоторые трудности. И что мы видим? Куда подевалась наша пасхальная радость? Ропот и недовольство можно услышать гораздо чаще. Так неужели меры предосторожности, связанные с карантином, способны так повлиять на наше сердце, на нашу душу? Разве Церковь отгородилась от своих чад? Каждый, кто хочет, может в течение дня связаться со священником, прийти причаститься. Церковь не отказала никому в своих таинствах, а мы отказались от этих тайн, и при этом нашли объяснение – карантин. Да, на Литургии вы не присутствуете, но есть обедница. И если кто-то считает, что этого недостаточно, чтобы причаститься, обратитесь к Богу, попросите у Него прощения, что не можете в силу наложенных ограничений, прийти в храм. И я уверен, что Бог вас услышит и простит. Бог и ропот ваш тоже услышит, вот только пользы от этого для вашей души не будет никакой. Кротость и смирение – главные наши добродетели. Если нет их, то зачем нам Литургия, зачем Причастие? Не все в этом мире идет по раз и навсегда утвержденному плану. Не все происходит так, как мы того хотим. Роптать нельзя никогда, потому что на всё воля Божья, а не наша. Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Кто знает, какими мы с вами выйдем из этих испытаний? Не будь их, наша душа, возможно, так и оставалась бы глуха к тем проблемам, на которые сейчас приходится реагировать. Верующий человек всегда верит в Бога, а не в себя и в свои силы. Он всегда исполняет заповеди Христа, которые велят ему любить ближнего своего. А много ли любви у тех, кто своим своеволием подвергает жизни окружающих? Христос просил Бога Отца в Гефсиманском саду избавить Его от страданий, просил как человек. Господь не хотел идти на крест, но в любви к Отцу Он всецело Ему доверился. Он подчинил Свои страхи Его воле. Нам, простым смертным, подчинить свои желания воле Божьей, еще труднее. Мудрость Божью, Его промысел трудно понять, особенно во время испытаний. Христос ждет от нас полного доверия. Он понимает как нам сейчас тяжело, но у нас есть Его пример, Он показал нам, как нужно доверять Богу. Сегодняшнее время – это возможность по-новому взглянуть на наше отношение к богослужениям. Чем они стали для нас, – еженедельным ритуалом? А церковные таинства – обрядами? Пути Господни неисповедимы. Мы не можем до конца быть уверенными, что карантин – это время, данное нам для переосмысления наших поступков, для переоценки наших ценностей. Но в одном мы должны быть уверены, что это время дается нам для нашего покаяния. Не поймем мы этого, значит, что-то с нами происходит не так, как хочет Господь. Мы не просто ходим на богослужения, не просто молимся, мы возделываем себя в любви Христу, возделываем себя в послушании заповедям Божиим и, главное, открываем дорогу нашей свободой для действия Промысла Божия. Вот это и есть смысл нашей молитвы: в ее основании – наша свобода, которой Бог не отменит никогда, и дальше Господь делает то, что должен сделать для нас, так как Он знает нас лучше, чем мы сами».
В заключение владыка пожелал сохранять радость присутствия Божьего в нашей жизни несмотря ни на что, и помнить, что потеря пасхальной радости, потеря радости о Христовом Воскресении означает потерю сердечной чистоты.
«Очистить нашу душу, очистить наши сердца от грехов. К этому нас призывает Христос. Он пошел на муки, принял крестные страдания, принял смерть, чтобы мы могли радоваться. Настоящий христианин должен быть человеком с чистым сердцем и сильным характером, способным рассмеяться в лицо обстоятельствам даже тогда, когда у всех остальных опускаются руки и замирает сердце от страха».