Если кто-то из пассажиров рейса Борисполь – Тель-Авив и посчитал эти слова Ниониллы Ворсиной, представителя Паломнического Центра Украинской Православной Церкви, проводившей краткий инструктаж перед посадкой в самолет простой формальностью, то уже через пару с лишним часов при прохождении паспортного контроля в столичном аэропорту имени Давида Бен-Гуриона, убедился что это далеко не так. Его сотрудники, хотя и старались сохранять беспристрастность при исполнении возложенных на них служебных обязанностей по отношению ко всем пассажирам, прилетевшим к ним из Киева, тем не менее, к некоторым из них проявили особое внимание. Благодаря чему им «посчастливилось» более близко познакомиться с работой службы безопасности аэропорта и увидеть обратную сторону так называемого «восточного гостеприимства», убедившись на своем горьком опыте, что в Израиле их действительно никто не ждет.
Но эта досадная ложка дегтя не смогла испортить бочку меда, которой стала та светлая радость от долгожданной встречи со Святой Землей.
Согласно программе, подготовленной Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, группа паломников отправилась на гору Елеон, с которой могла полюбоваться величественной красотой древнего Иерусалима, увидеть место Вознесения Христа, а также Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь.
История монастыря начинается с 1870 г., когда начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы. Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены: под часовней, на месте обретения честной главы св. Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»; в т.н. «архимандричьем доме» — мозаичные полы византийского стиля, возможно ранее VI века; в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»; многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.
Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.
Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа.
При раскопках, проведенных о. Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь (м.б. одной из преп. Меланий). Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть. На месте древнего византийского храма о. Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня. Прежде строительства храма о. Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о. Антонину пришлось выехать в Афины. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии — на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.
Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.
Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами. По окончании строительства колокольни в 1885 г. в монастырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о. Антонина, соликамским купцом Рязанцовым. В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.
Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о. Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.
Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.
Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли, поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о. Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.
В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. — 150 сестер. В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня-настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.
В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи и заложен фундамент нового собора в честь Страшного суда, которому не суждено было быть достроенным. Часовня построена на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни. Незадолго до Первой Мировой войны паломниками была привезена из России в дар Елеонской обители Черниговская икона Божией Матери, русско-византийского письма. Икона была помещена в алтаре еще незаконченной трапезной церкви во имя св. прав. Филарета Милостивого. Своим благолепным, несколько скорбным Ликом, икона полюбилась сестрам обители и они стали прибегать к ней в своих молитвах.
С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан. Для сестер святая икона стала «прибежищем и утешением» и наименовали ее «Елеонской Скоропослушницею», ибо скоро Она слышала их молитвы и ниспосылала им Свои милости. В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. Тогда сестры обители перенесли икону в главный храм и со дня её перенесения Лик Божией Матери просветлел, а ризы Божией Матери и Богомладенца сделались яркими. Образ почитается 9 ноября – в день празднования Афонской чудотворной иконы «Скоропослушница».
В монастыре есть еще одна чтимая икона Божией Матери — «Взыскание погибших». В 1911 г. она была специально написана по заказу паломников в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.
В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.
После знакомства с историей и современной жизнью монастыря паломники отправились в Гефсиманский сад, где побывали в Русском женском монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины, приложились к мощам преподобных мучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также своими глазами увидели гробницу Пресвятой Богородицы. На Сионе, юго-западном иерусалимском холме, который называют «горою святою», «жилищем и домом Божиим», пилигримы смогли побывать в горнице Тайной Вечери, а на месте сошествия Святого Духа на апостолов почувствовать себя участниками того дивного события, известного многим из Священного Писания.
Первый день закончился переездом в Палестину, в город Вифлеем, размещением в комфортабельных номерах гостиницы «Шеферд Хаус»,вкусным ужином и отдыхом.
«Стопочка» — место Вознесения Спасителя.
Самая высокая из холмистых вершин, лежащих к востоку от Иерусалима носит название Елеонской (Масличной), по-видимому, всегда изобилуя оливковыми деревьями, как и сейчас. Арабское ее название «Джебель-эт-Тур» означает «главная» или «священная гора».
С вершины ее вознесся на небо Господь наш Иисус Христос. Царица Елена поставила там величественный храм «Имвомон», совершенно круглый, диам. 28 м. из двойного портика на 3-х рядах колонн. Купола не было: молящиеся созерцали из храма то самое небо, куда вознесся Спаситель. Камень, на котором отпечаталась Божественная Стопа Его, был окружен от попирания золотой решеткой. Персы при нашествии своем не пощадили и это здание. Из развалин его была возведена неправильной формы стена, высотою в 2 м., а в центре, над самым камнем Вознесения поставлена небольшая восьмиугольная часовня, которую мы находим здесь сейчас. Так как она принадлежит теперь последним завоевателям мусульманам, она лишена внутри всяких украшений и изображений; камень со следом Стопы Христовой окружен мраморной рамкой. Здание увенчано арабами характерным магометанским куполом, но без полумесяца. Владетели этого места разрешают христианам служить здесь в день Вознесения в открытом дворе вокруг часовни, где для этой цели ставятся шатры над каменными престолами; а также за небольшую плату допускают внутрь часовни для поклонения Божественной Стопе, по которой все это место известно теперь под именем «Стопочки».
При выходе из двора высится минарет, так как вплотную ко двору прилегает мечеть, на месте, как говорят, монастыря крестоносцев.
Русский Православный Спасо-Вознесенский монастырь, место обретения главы Иоанна Предтечи, гробница архимандрита Антонина (Капустина).
Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь расположен на вершине Елеонской (Масличной) горы к востоку от часовни Вознесения (200м). Назван он был во славу священного события – Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо.
Участок для возведения монастыря был приобретен в 1870 году благодаря стараниям архимандрита Антонина (Капустина), великого труженика Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
При посадке деревьев для рощи будущего монастыря были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. За два года археологических исследований на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различные предметы быта, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные VI-VII веками. Остатки пола выложенного мозаикой можно увидеть в часовне Иоанна Предтечи и в доме Архимандрита, где ныне располагается музей.
Вскоре, после завершения раскопок, был построен приют для паломников, и началось строительство храма. Для возведения собора был приглашен итальянский архитектор Джан-Баттиста Бизелли. Архимандрит Антонина (Капустина) попросил исполнить храм в византийском стиле и называл его своей «маленькой Святой Софией». Строительство велось с декабря 1873 года по 1881 год, с приостановкой на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Затянулось и освящение храма. Только в 1886г., после получения разрешения султана, храм был открыт для богослужений.
В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезенные из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же расположены мощевики с частичками мощей разных святых.
Перед восточной абсидой — красивый белокаменный иконостас. Чертеж и проект к нему составлял сам отец Антонин в 1881 году.
Интересно, что на месте храма Вознесения существовал в V в. женский монастырь, об этом свидетельствовали раскопки. Перед солеёй в каменный пол по указанию отца Антонина вставлены части мраморных плит, которые также были обнаружены при раскопках.
Сам монастырь как структура был создан лишь в 1906г., причем как женский, хотя Антонин предполагал основать здесь мужской монастырь. После утверждения женской общины стали строить новые корпуса, гостиницу, богадельню, открыли золотошвейную и иконописные мастерские.
В храме Вознесения похоронен его строитель — архимандрит Антонин.
У стены храма огорожен для поклонения камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Господа, а также важнейшая монастырская святыня — место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.
После казни Иоанна Предтечи Иродом Четверовластником тело Крестителя Господня было тайно погребено учениками. Голову у себя спрятала одна из служанок Ирода, которая являлась тайной христианкой, а затем похоронила в загородном царском доме на Елеоне. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным) Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где была найдена честная глава Предтечи. Нынешняя часовня построена на месте древней IVв. на средства русской женщины-благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой.
Несомненно, украшением Иерусалимской застройки является «Русская свеча», так любовно прозвали в народе стройную колокольню монастыря. Построена она в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки, хотя чертеж рисовал сам отец Антонин. И действительно, высокой свечей возвышается колокольня над святым городом и является самым высоким сооружением в Иерусалиме (64м). Колокол для нее был отлит в России и весит он 5 тонн.
За монастырскими корпусами находится дом начальника Русской Духовной Миссии; в нижнем этаже этого здания помещался музей древностей, собранных отцом Антонином. В северо-восточном углу участка поражает своей архитектурой длинное здание с плоской крышей. Здесь в 1907 г. при преемнике и продолжателе дела Антонина, архимандрите Леониде (Сенцове), было начато строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня, но события Первой мировой войны, а затем революции, положили конец постройки. Успели только достроить нижний храм во имя святого Филарета Милостивого, служащего ныне трапезной для монахинь обители.
Сегодня монастырь окружает со всех сторон плотная арабская застройка. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи. Удивительно разнообразен национальный состав сестер: русские, палестинки, румынки, эстонки, немки и австралийки.
Обитель находится под юрисдикцией Синода Зарубежной Русской Православной Церкви.
Русский участок в Гефсиманском саду: церковь св. Марии Магдалины, мощи новомучениц княгини Елизаветы Федоровны и её келейницы Варвары, место падения пояса Божией Матери.
Напротив Золотых Ворот Иерусалима утопает в зелени Гефсиманского сада монастырь Марии Магдалины. Среди сосен, многолетних кипарисов и оливковых деревьев сверкают золотом купола храма св. Марии Магдалины. Он возведен императорской семьей в память императрицы Марии Александровны, в честь ее небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины.
В 1859 году императором Александром II был утвержден Палестинский Комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Задачей его было устройство богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле. Супруга императора Александра II, Мария Александровна, принимала живое участие в деятельности Императорского Палестинского общества. Императрица жертвовала средства на устройство школы для арабских девочек и больницы для паломников.
В 1933 году в Гефсимании образовалась женская монашеская община Русской Православной Церкви Заграницей. У ее истоков стояли две англичанки православного вероисповедания: монахини Марфа и Мария.
В 30-е годы ХХ в. в Вифании две англичанки — Барбара Робинсон и Алиса Спротт — приняли православие. На заброшенном русском участке в Вифании, благодаря труду матушки Марфы, была создана школа для православных арабских девочек. Там же была создана женская православная община. Первой игуменьей стала матушка Мария. На ее долю выпало руководство обителью в тяжелые годы боевых действий между Израилем и Иорданией. Ей, как британской подданной, было предложено покинуть страну. На что она ответила отказом. Многие выпускницы школы принимали постриг и оставались в общине.
Священноначалие решило перевести часть сестер в Гефсиманию: вместе с ними переехала игуменья Мария, а Марфа осталась в Вифании. Можно условно сказать, что теперь в Вифании расположен скит монастыря Марии Магдалины.
Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями решили возвести храм в память о своей матери.
Непосредственное участие в строительстве принимал отец Антонин. Он показал участок для возможного возведения церкви на склоне Елеонской горы, как раз неподалеку от гробницы Богородицы, и того места, где Христос молился о Чаше, а также произошло предательство Иуды. Увидев саму местность, великие князья решились на приобретение участка. Земля была куплена к осени 1882 года. Храм был заложен 2 февраля 1886 года. На проект храма был объявлен конкурс. Победил проект архитектора Д. А. Гримма. Руководил строительством о. Антонин. По замыслу создателей – императорской семьи и архимандрита Антонина, Гефсимания должна быть одним из красивейших мест «Русской Палестины». В любое время дня и ночи эта красота должна была быть доступна русскому паломнику.
В 1888 году храм был освящен. На этом торжестве присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной. На тот момент она еще не приняла православие. Но, увидев семиглавый, из белоснежного иерусалимского камня храм, она воскликнула: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».
Храм — русская жемчужина сакрального Иерусалима притягивает к себе взгляды. Его посещает каждый православный паломник. Украшение храма – иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом. Пол выполнен из разноцветного мрамора. Иконы для иконостаса написали известные художники С.В. Иванов и В.П. Верещагин.
На алтарной арке — изображение «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием» С.В. Иванова.
В храме хранится множество святынь:
Чудотворная икона Божией Матери Смоленской «Одигитрия». Образ, прославившийся в 1554 году в селении Рихания (Ливан), был преподнесён в дар митрополиту Гор Ливанских Илии, который передал её в Гефсиманский монастырь, согласно преданию, после явления к нему великомучениц Екатерины и Варвары.
Мощи преподобномучениц Елизаветы и Варвары, расположенные в отдельных раках по обе стороны солеи. Воля великой княгини Елизаветы осуществилась после ее мученической кончины в шахте под Алапаевском. В 1921 году ее святые мощи, а также мощи инокини Варвары, добровольно разделившей страдания с княгиней, были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. После прославления княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были торжественно перенесены в храм.
Икона Святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей её мощей.
Икона преподобных старцев Оптинских и ковчег с частицами их мощей.
В нижней части Гефсиманского сада вокруг храма недалеко от ворот одновременно с его постройкой возвели домик в два этажа, надпись над входом которого гласит:
«В память Вел. Князя Константина Николаевича и его внучки Великой Княгини Александры Георгиевны».
Рядом с этим домом у ограды находится место, освященное новозаветным преданием: Матерь Божия после Своего Успения сбросила здесь Свой пояс неутешному апостолу Фоме, не заставшему Ее погребения, и благословила всех апостолов. Камень, у которого это происходило, обнесен решеткой, над ним поставлен в киоте образ Успения Пречистой.
На территории монастыря находится пещерная часовня во имя Страстей Господних. Её освящение состоялось в 1998 году. Часовня расположена в гроте, где, по преданию, находились апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент молитвы Иисуса перед арестом.
По случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины в 1988 году Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря. Сейчас в общину входят 32 монахини и послушницы: американки, австралийки, сербки, румынки, но большинство — русские. Многие — потомки эмигрантов, приехавших из России.
Камень моления о чаше в Гефсиманском саду
У ограды сада и на территории соседнего русского Гефсиманского монастыря находятся пещеры, в которых, по преданию, ученики ожидали Христа во время Его молитвы. На камне, на котором молился Христос теперь стоит францисканский храм («Всех наций»). В храме показывают место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили камень и прошли насквозь.
В нижней части сада растут восемь древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет.
Вдоль ограды расположены изображения Страстей в специальных ковчегах. Недалеко от древних масличных деревьев находится камень, на котором, по преданию, сидел Спаситель, когда Иуда пришел предать Его.
Храм Успения Богородицы в погребальной пещере Иосафатовой долины.
В середине 5-го века здесь был поставлен восьмиугольный храм, с куполом на 4-х колонках и бронзовым крестом. Гробная пещера, высеченная в скале на уровне дна потока, была при постройке также обтесана кругом, как и пещера Гроба Господня, и доныне представляет собою каменную часовню из целой скалы. (Следы обтески можно видеть на стенах подземного храма справа и слева от часовни). Кругом над нею была выстроена помянутая церковь с куполом, претерпевшая разрушение сначала при персах, а потом при халифе Хакиме. Однако, сама часовня гробницы, оставалась цела, хотя и ограблена как снаружи, так и внутри.
Гробница имеет прямоугольную форму, с едва заметным сферическим куполом на крыше. Внутри, против низкого входа с западной стороны, каменное ложе высотою в метр занимает половину помещения: здесь покоилось непорочное Тело Пречистой и отсюда воздвигнуто Божественным Сыном Ее. Дорогой мрамор покрывает ложе сверху; стены из природного камня одеты парчовыми тканями, с потолка спускается несколько лампад. Вот и все, что мы видим в недолгом приюте Той, вся жизнь Которой была сама скромность, само смирение. Перед ложем может стоять одновременно не более 4-х человек.
Вторая низкая дверца выбита в северной стене; выйдя из нее, оказываемся напротив темного придела сирийцев в нише. Армянский престол прислонен к передней стене гробницы, рядом с западным входом; над ним и над входом три большие иконы Успения закрывают всю стену.
Православные служат в самой гробнице, где ложе становится престолом; а жертвенник находится в глубине храма позади часовни слева, с иконою Рождества Христова над ним.
Тут же посредине стоит монументальный каменный киот — пожертвование кипрского игумена Иоакима, в котором установлена большая икона Богоматери, чрезвычайно здесь почитаемая.
В противоположном крыле храма, расположенного в форме креста, за цистерной с питьевой водой установлен коптский придел.
Кроме христиан, место погребения Богоматери глубоко чтут магометане; им отведено в храме место молитвы — «михраб» по правую сторону гробницы, где сделана каменная скамья.
Сводчатый потолок этого подземного храма был когда-то расписан фресками; теперь все до основания уничтожено временем, а также двумя наводнениями за последние годы, вследствие чрезвычайно сильных дождей.
Из храма на поверхность ведет широкая лестница, откуда только и проникает в него дневной свет. В 5-м веке, когда уровень почвы был ниже чем сейчас, было достаточно 20 ступеней: теперь их 48.
Не доходя до верха 10 ступеней, направо и налево устроены приделы в честь свв. Богоотец Иоакима и Анны и прав. Иосифа Обручника. Здесь приходился уровень земли в 12 веке, когда храм в теперешнем виде был возобновлен крестоносцами. Ими же построен и фасад храма в том же стиле, как и фасад Храма Гроба Господня. На поверхности храма нет ни купола, ни креста.
На восток от входа в храм в углу двора коридор ведет в принадлежащий католикам старинный грот, по-видимому, старую давильню оливкового масла, как диктует самое название «Гефсимании» — масляный пресс. Предполагают, что Спаситель был здесь не раз с учениками, как и в других пещерах Гефсимании. В 754 году здесь в подземном храме над гробом Пречистой Богородицы св. Иоанн Дамаскин произнес вдохновенную проповедь в честь Успения Ее, в присутствии множества архиереев и монахов, при большом стечении народа.
Здесь ежедневно совершается литургия, сначала православными, потом армянами, сирийцами и коптами.
Греческий Вознесенский монастырь
Иерусалимская Патриархия напротив места Вознесения выкупила 10 гектаров земли и продолжительное время использовала её для создания Паломнического центра, но без особых результатов.
В 1987 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор передал эту землю для пользования архимандриту Иоакиму, приехавшему с греческого острова Хиос в Иерусалим. Еще в раннем возрасте он возжелал стать монахом и жить на Елеонской горе. Вокруг участка возвели стену, построили скрываемые в зелени оливковых деревьев добротные домики для паломников.
Городские власти Иерусалима запретили на этом земельном участке церковное строительство. Однако это не остановило отца Иоакима, и он, не взирая на запреты, начал рыть котлован для фундамента будущей церкви Вознесения. Во время земельных работ обнаружилось, что крутой склон Елеонской горы изобилует засыпанными землей древними гробницами. Семь из них отец Иоаким очистил от земли и поставил на них иконки с горящими лампадами. Он раскопал на участке и небольшую естественную пещеру, где на Елеонской горе отдыхал Спаситель.
В 1992 году, когда архимандрита Иоакима в Иерусалиме не было, поднимающиеся из земли бетонные стены церкви были разрушены израильской техникой. Когда верхний храм уже лежал в руинах, пришла очередь нижнего. И тут произошло нечто необъяснимое… Когда принялись долбить дыру в полу, чтобы добраться до нижнего храма, икона Спасителя упала со стены и покатилась туда, где разрушителями в потолке была пробита первая брешь.
Она остановилась именно под этим местом. Затем икона начала вращаться вокруг своей оси. В этот момент вся техника, участвовавшая в разрушении, заглохла. Попытки снова завести бульдозеры не увенчались успехом. На всех участников акции напал ужас, и дальнейшее уничтожение было остановлено.
Нижняя церковь осталась цела, в ней и проводятся сейчас богослужения, а выше – ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь.
И именно в этот период произошло трагическое завершение жизни его матери — мученицы Анастасии Панагопулу-Строгилу (Иерусалимской).
Она как преданная мать последовала за своим сыном в его апостольской миссии на Святую Землю и расстрогала своей жертвенной любовью весь христианский мир.
На Анастасию произвело глубокое впечатление житие одного из святых, которое она прочитала: в нем описывалась судьба святого, состоящая из заключений, изгнаний и мучений. Рассказывалось о том, что почувствовав свою кончину, он подозвал к себе своего ученика и сказал: «Поцелуй мою руку. Завтра я отправлюсь в дальний путь и хочу с тобой проститься». Прочитанное очень впечатлило Анастасию, и она обратилась к сыну: «Подобная смерть расстрогала мои чувства. Я была бы счастлива, если бы Господь удостоил и меня такой смерти — понять приближение своего конца». И Спаситель услышал зов её сердца. 7 июля 1995 г. она присутствовала на Божественной Литургии. Причастившись Святых Таин и поцеловав руку своего сына архимандрита Иоакима, она обратилась к нему перед лицом всех прихожан: «Я целую твою руку не потому, что ты мой сын, а потому что ты носишь священный сан. А теперь ты поцелуй мою руку, потому что я мать твоя и сегодня мне предстоит дальний путь, перед которым я хочу проститься с тобой». После Литургии она добавила к вышесказанному: «Во сне я видела брата, который сказал мне: «Сегодня ты перейдёшь в настоящую жизнь, где ждут отец, мать и я. Господь не позволяет нам общаться с вами, чтобы не расстраивать вас. Мы находимся в истинной жизни и ожидаем вашего прихода». Брат Анастасии уже 50 лет как умер от туберкулеза в годы фашистской оккупации.
Затем она вновь обратилась к сыну: «Всё мною сказанное — подарок для тебя. Эти слова являются ещё одним уроком для тебя, дабы ты укрепился в вере в бессмертие человеческой души, не только на основании прочитанных книг, а из живого опыта». На это архимандрит Иоаким сделал замечание своей матери, чтобы она более не вела подобные речи, но взамен услышал: «Если тебе не угодны мои речи, то я умолкну. Но когда сказанное мною исполнится, ты вспомнишь меня».
В тот же день архимандрит Иоаким отправился в храм, который уцелел от разрушений, для того чтобы зажечь лампаду перед иконой Вседержителя, которая чудным образом явилась преградой для дальнейшего полного уничтожения храма.
В этот момент к нему приблизилась мать и сказала: «Как прекрасно ты устроил этот храм. Твой труд — это великая миссия здесь, на этой земле. С этого места Господь вознесся на Небеса, и было бы жаль, что со времён св. Елены никто так и не смог отреставрировать этот храм для вознесения хвалы Богу.
Я, как и всякая мать, хотела видеть тебя главой твоей семьи и радоваться внукам. Но сейчас моими внуками является всё, что я вижу вокруг — всё, что сотворил здесь, возрождая этот храм! Самым желанным для меня теперь является стать единым целым со всем, что меня окружает. Сын мой, поцелуй мою руку, ибо суждено мне стать мученицей в этом храме.
Ты будешь жить и дальше, но если спросят тебя, как убили твою мать, а тебе удалось выжить, то ответишь: «Меня спасла сила материнской молитвы. Господь слышит и внемлет молитве каждой матери, словно молитве Его Матери — Пресвятой Богородицы!»
На следующий день неизвестные люди в масках пытались лишить жизни архимандрита Иоакима, хотели выколоть острием карандаша глаза, безжалостно наносили ему раны. На крики о помощи выбежал из кельи живший здесь иконописец из Москвы Владимир (принявший впоследствии постриг с именем Варсонофий в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне).
Днём раньше он явился к о. Иоакиму и сказал: «Я уже 10 дней как нахожусь здесь, не смыкая глаз. Каждый вечер я хожу ко Гробу Господню и ночую там. У меня нет денег, чтобы оплатить гостиницу. Пусти меня на ночлег! Господь воздаст тебе за твою щедрость и доброту!» Ни до, ни после рагических событий никто не обращался с подобной просьбой к о. Иоакиму.
Этот Владимир был высокого роста и очень сильным. Он и помог монаху вырваться из рук бандитов. Отец Иоаким поспешил в келью матери, чтобы рассказать ей о случившемся. Однако нашел ее на земле уже мертвой: неизвестные злодеи связали и задушили ее. Мученица Анастасия пожертвовала собой ради сына и его земной миссии — создание дома Божия на Святой Земле — на месте, откуда Господь вознесся на Небо.
Преступников найти так и не удалось. Израильская полиция признала только, что злодейство совершили иудейские фанатики.
Однажды Анастасия явилась отцу Иоакиму во сне: на лбу ее были видны три кровоточащие раны. Мать сказала сыну: «Кровь пролилась ради этого святого места, чтобы здесь стояла церковь».
Прошло 3 года после погребения мученицы Анастасии. По благословению Патриарха Диодора было совершено открытие гробницы: тело мученицы было обнаружено нетленным и благоухающим. Его вновь предали земле — на 7 лет. После этого могила была вскрыта — тело Анастасии обрели так же нетленным, но с некоторым изменением: пальцы на правой руке были согнуты для изображения крестного знамения.
С тех пор церковное сознание причислило её к лику местночтимых святых. Её нетленные мощи находятся в специальной гробнице, примыкающей к нижнему храму.
В хозяйстве монастыря и голубятня, и куры, утки, козы, кролики, овцы и две собаки, бегающие на цепи. Прекрасный сад с виноградными лозами, фисташковыми, гранатовыми, масличными деревьями…