На этой литургии не читается Евангелие, а звучат выдержки из Ветхого Завета, благодаря которым верующий человек получает возможность не только познакомиться со Священной историей, но и почувствовать красоту слога, которым оно написано.
«Но ценность Ветхого Завета, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — заключается не только в красоте и эстетических чертах Писания, а в том, что каждое его слово служит делу нашего спасения. Современный человек больше внимания уделяет чтению Нового Завета, поэтому во время Великого поста по-особому звучат выдержки именно из Ветхого Завета. Для чего? А дело в том, что всё, что происходит в Ветхом Завете, все эти события касаются каждого из нас. Ведь вся наша нынешняя жизнь есть отражение тех же самых событий. Мы можем быть и с Авраамом, и с Исааком, и с Лотом, и с Ноем, и его сыновьями. Можем быть и в Содоме и в Гоморре. Каждое это повествование поражает нас актуальностью, уместностью и красноречием. Но не красноречия нужно искать в них, а истину, ибо люди приходят и уходят, но истина Господня пребывает вовеки. В чем же заключается истина, звучащей сегодня ветхозаветной истории? Мы слышим о разговоре Авраама и Бога. Авраам робко спрашивает у Бога: а ради какого количества праведников Бог готов спасти людей? И мы слышим ответ: «Не истреблю ради десяти». Наш нынешний мир лежит во зле и погибает от грехов. Но мы-то продолжаем жить. Где же те праведники, ради которых Господь сохраняет все человечество? «Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой», – читаем мы в притчах Соломоновых. Значит, есть те, кто уклоняется от зла и идет путем правды. Но, как и нам научиться не делать зла ближнему и беречь свою душу, когда вокруг злоба и ненависть, ропот и недовольство? Мы знаем, что зло – это отсутствие добра. Если в нашей душе найдется хотя бы малая толика добра среди множества пороков, Господь помилует нас. Как этого добиться? Как отыскать в себе эту частичку добродетели? Если человек за время Великого поста стал скромнее в еде, в одежде, сдержаннее в словах, изменились его гастрономические вкусы, стал ли он от этого добродетельнее? Вряд ли. Добродетель умножается не этим. А тем, что человек перестает распространять ложь, клевету, не раздражается и не осуждает, а совершает дела милосердия, то есть всеми силами своей души уклоняется от зла. Все что мы делаем, мы должны делать только с любовью. Без любви любое внешнее дело никому не послужит на пользу. Но дело, которое делается по любви, даже если оно будет малым и невидимым, принесет много плодов. Бог взирает не на то, сколько кто делает, а на то, из чего это делается. Много делает лишь тот, кто делает все по добру и любви. В ком любовь истинная и совершенная, тот ни в чем не ищет своего, но всего только к славе Божией. Никому не завидует, потому что не любит никакого личного удовольствия и ищет не в себе радости, а в Боге. Мы знаем, что чаша терпения Божьего не бездонна. А раз так, то мы должны бояться, что именно из-за нашей жестокости и злобы, из-за нашего греха, она переполнится. К пониманию этого готовит нас Великий пост. Он готовит нас к размышлению над каждым нашим поступком, над каждым нашим словом, произнесенным, а еще более непроизнесенным. В этом состоит стяжание нашей мудрости, которая помогает отвращать от нас гнев Божий. Умножением наших добродетелей, нашей мудрости, основанной на страхе Божьем, мы укрепляемся в нашем благочестии и самое главное, – в вере, что и нам уготовано место на лоне Авраамовом».