У природы нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать!
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать.
Эти незамысловатые поэтические строки как нельзя лучше подходят в качестве первоначального совета тем, кто совсем недавно переступил порог храма и пока не может до конца понять, чем же на самом деле является для него Великий пост, и какому времени церковного года соответствуют его нынешние душевные переживания. Зачастую отсутствие собственного церковного опыта такие люди с лихвой компенсируют полученной информацией «из достоверных источников», согласно которым Великий пост – это время, придуманное Церковью лишь для того, чтобы верующие могли посыпать голову пеплом и скорбеть о всех и вся.
«На самом деле, — как говорит Его Высокопреосвященство, — нигде в Церкви вы не встретите упоминания о том, что Великий пост – это время скорби. Так могут считать лишь те, для кого пост – это голодание, строгая диета, или время тягостных и ненужныхограничений. В нашей Церкви все настолько гармонично и разумно, потому что все посвящено и служит одному – Богу. Великий пост – это обращение к Богу, духовная весна, путь к Пасхе, или как говорил Иоанн Лествичник, «дочь надежды и отвержение отчаяния». Разве такое время может быть тягостным для нашей души? Разве ни к этому мы стремимся всю нашу жизнь? Вот чего действительно не нужно Богу от нас, так это отчаяния или ропота. Бог определил для Церкви особую и значимую роль – быть «столпом и утверждением истины», являть и утверждать власть Царства Божьего. Но это Царство не будет утверждаться ни через президента, ни через парламент, ни через соответствующие законы, а через исполнение нами Божьего призвания в нашей жизни. Церковь никогда ничего не требует, а только просит, чтобы смыслом нашей жизни стали слова Господа « Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Часто мы встречаем выражение «Церковь есть Тело Христово». Церковь – это не территория, не здание, не собрание мирян и священников. Церковь – это живой дышащий организм – Тело Христово, которое не может ограничиваться ни местом, ни временем, ни пространством, ни народом, ни правительствами. И все мы соединены с Господом и через Него друг с другом. А раз все мы соединены и преисполнены любовью к Богу, друг к другу и ко всем, кто нас окружает, разве можно говорить, что в какие-то периоды нашей церковной жизни любви и благодати Божьей в нас больше, чем обычно. Но человеку мало прийти в храм, мало создать ему благоприятный климат, окружить любовью и вниманием. Все это не гарантирует спасения, необходимо, чтобы вся Церковь, каждый её член желал и стремился уподобиться Богу в своих повседневных делах, мыслях и намерениях, благодарно принимая всё то, что Он посылает».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви