Обычному человеку, впервые переступившему порог храма, как сказал Его Высокопреосвященство, многие слова, звучащие на богослужении, кажутся непонятными и сложными для понимания.
«Так происходит прежде всего оттого, что мы вольно или невольно понимаем их сообразно нашему земному жизненному опыту. Так скажем, когда говорится о Царствии Божьем, мы думаем, что здесь речь идет о построении некоего небесного владычества, царства, но по земному образцу. То же самое происходит, когда человек впервые слышит выражение « раб Божий». Но стоит только его заменить на словосочетание соработник, сотворец Божий, как всё сразу меняется. Мы – сотворцы Божьи, а Царствие Божье – это присутствие живого Бога в нашей жизни. Святые отцы учат, что Небесное Царство есть Иисус Христос, Его Божественная Личность. Он Сам. Присутствие Его в нашей жизни является началом Царства Божьего здесь, на земле. Поэтому Христос говорит ученикам Своим: «Царство Божье среди вас». В этом царстве нет никаких репрессивных механизмов, оно не имеет характерных для земных государств структур подавления и контроля. Хотя именно такие ассоциации возникают у человека при упоминании слова «царство». Но разве об этом наши упования, когда мы читаем слова молитвы «Отче наш». Разве стал бы человек, сполна испивший чашу несправедливости и обмана со стороны земных «царей», просить: да придет Царствие Твое? Мы верим не в добрых земных царей, а в Христа. Как ошибается тот, кто ждет от Бога лишь решения своих земных проблем, повышения зарплаты, улучшения бытовых условий проживания, успехов в учебе, в личной жизни и на профессиональном поприще. Бог, конечно же, все это даёт, но Он может дать значительно более ценное, может дать то, что не имеет цены – жизнь вечную. Вот что могут означать для нас звучащие сегодня слова апостола Павла, «ночь прошла, а день приблизился». Именем дня он называет Сына Божьего. Причем употребляет глагол совершенного вида – «приблизился». Не приближается, а уже приблизился. Фактически мы стоим на пороге между ночью и днём. Господь уже осветил наш путь, уже нет ночи. Он даёт нам надежду на жизнь вечную».
По словам владыки, если человек по замыслу Божьему является Его сотворцом, то начинать строить новый мир, он должен с себя.
«Если человек поставил перед собой цель приблизить Царствие Небесное, если он живет надеждой вернуться в царские райские обители, то начинать он должен со своей души. Так уж случилось, что наша душа со времён Адама и Евы поражена грехом. Чтобы изменить свою душу, нам понадобится немало сил. Не стоит думать, что поскольку Христос пострадал за нас, то нам уже ничего не нужно делать. Мы должны много трудиться, подкрепляя себя Кровью и Телом Христовыми. Подкреплять той Божественной благодатью, которую мы получаем в таинствах Церкви. Ведь этот мир всё делает для того, чтобы лишить нас надежды на встречу с Господом. Он всё делает для того, чтобы лишить нас и сил, и надежды, чтобы отвлечь нас от Бога. Пытается заставить Церковь говорить не о Боге, а о тех плотских страстях, которые живут в каждом человеке. И всё это лишь потому, что человеком, который имеет даже самый маленький грех, легко управлять. Этот мир хочет убедить нас в том, что Христос напрасно пострадал, что наша надежда на воскресение бессмысленна. Приближается Великий пост, время, когда проверяется наша вера. Будем же просить Господа утвердить и вразумить наши сердца для этого. Сделаем всё от нас зависящее, чтобы мы могли воскреснуть для новой жизни во Христе и со Христом. Как с весною всё меняется в мире природы, так во время поста может произойти всецелое обновление нашей души. Да поможет нам в этом Господь Бог!»