Природа (материальный мир) — это совокупность всего существующего, принадлежащего видимому миру; органический и неорганический мир; совокупность естественных факторов, особенностей и условий, характерных для определенной географической области, местности, территории. С одной стороны, церковное богослужение подразумевает использование ряда природных веществ и предметов. Например, вода применяется при совершении Таинства Крещения, при освящении верующих; ароматические природные вещества используются для изготовления мира; при совершении Таинства Елеосвящения используется пшеница. В Дни некоторых церковных Праздников принято украшать храмы ветвями / цветами. С другой стороны, Церковь, молится «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных», призывает Божественную благодать на предметы окружающего нас мира, скажем, на воду во время освящения ее в водоемах на Праздник Богоявления. Плоды земли и творения рук человеческих – хлеб и вино – действием Божьим прелагаются в Таинстве Евхаристии в Тело и Кровь Христовы, потребляя которые верные, по их вере, теснее соединяются с Богом.
Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, вследствие грехопадения первозданных людей. Это событие пагубно повлияло не только на них самих, но и на весь окружающий мир (Рим.8:20–22). Отчасти то колоссальное изменение в природе, которое произошло по грехопадении, выражено в словах о проклятии Богом земли: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3:17-18). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс.23:1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор.10:14), и что человек, как метко выразился святитель Иоанн Златоуст, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира.