Обратившись затем к своей пастве, владыка напомнил о необходимости помнить, что у современного человека нет шансов спасти свою душу вне Церкви.
«Только жизнь внутри Матери-Церкви и исполнение заповедей Божьих могут вывести человека из власти тьмы. За ним же остается выбор. Только он может решить, что для него важнее и ценнее в этой жизни: потакать своим плотским желаниям или нравственно совершенствоваться? Но для этого необходима не только вера, которая предводительствует многим добродетелям, не только надежда и любовь, но и терпение. Только терпение до конца в добродетели спасает человека от греха, смерти и дьявольских соблазнов. А соблазнов сегодня у человека больше, чем достаточно. И самый популярный из них – вера в технический прогресс. Убежденность, что только он может вывести человека из нищеты и прозябания, а также поможет решить все проблемы, связанные с социальной несправедливостью. На втором месте – вера в торжество демократии. Но что дает человеческой душе технический прогресс? Нет никаких сомнений, что наше тело будет чувствовать себя комфортнее, а душа? А что даёт человеку смена форм правления? Что кардинально меняется, когда один социальный строй меняет другой, когда старая общественно-экономическая формация переходит в новую? Когда на смену феодализму приходит капитализм, на смену капитализму – социализм, а потом снова капитализм, но уже в виде демократии. По сути, ничего не происходит с душой человека. Она как страдала и мучилась от осознания совершенных грехов, так и продолжает мучиться. А значит, нет, и не может быть другой возможности побороть свой грех и свои страхи, как только прийти в храм и исцелиться силой благодати Божьей. Как только очистить свою душу в церковных таинствах. Только в таинстве Евхаристии человек получает всё, что ему нужно. То, в чем в первую очередь нуждается его душа и тело. У святого праведного Иоанна Кронштадтского есть длинный перечень того, как он ощущает в себе после причащения живущего в нем Христа. Христос садится на трон сердца, воцаряется внутри человека, пусть и на малое времени. Он начинает наводить внутри сердца порядок. Внутри человеческого сердца хаос и ползают некие чудовища. Думаю, что схождение Христа в сердце человека можно уподобить Его схождению во ад, где Он наводит порядок, просвещает Своим светом и распугивает этих мрачных жителей. Разобраться с тем, что происходит в нашем сердце, мы сами разобраться не можем».
Своим Успением Царица Небесная, как сказал в заключение Его Высокопреосвященство, даёт нам не только надежду, но и уверенность в том, что и мы, земнородные, воскреснем.
«И эта уверенность делает нас бесстрашными, делает нас готовыми делиться тем светом, который открывает нам знание этой истины. Мы с вами – свидетели этой великой тайны и источники этого света. Этот свет озаряет путь многим, кто рядом с нами. И нас не пугает, что чем ближе свет, тем больше тень. Мы – наследники Воскресения и носители великой радости, что Матерь Божья нас никогда не оставит. В такой день хочется еще раз пожелать всем нам быть верными сынами Матери Божьей, учиться у Неё любви и терпению. Ведь только терпеливому открываются врата в Царствие Небесное. Будем же терпеливы и в горе, и в радости, и в скорби, и в перенесении болезней. Для человека, забывшего и отвергшего Бога, смерть продолжается и за порогом гробовой доски. Такая смерть – это трагедия. Но у нас есть прекрасное слово «успение», говорящее не об умирании, а о сне. Для нас, христиан, смерть – это лишь временный сон, который окончиться воскресением в жизнь вечную».