Праздничное богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении Высокопреосвященнейшего Романа, архиепископа Конотопского и Глуховского, наместника монастыря Преосвященнейшего Антония, епископа Путивльского и братии святой обители.
Обратившись затем к многочисленным гостям праздника, Его Высокопреосвященство призвал никогда не забывать ради кого мы сегодня собрались.
«По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), иконы Божьей Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют. Благодатная сила чудотворного образа Рождества Пресвятой Богородицы, которую мы сегодня прославляем, обильно изливается уже много лет на род человеческий. Свидетелями многих чудес являемся и мы с вами. Но разве ради этих чудес мы здесь собрались? Только ли затем, чтобы поделиться друг с другом своими впечатлениями? Мы собрались в этой святой обители, чтобы прославить Царицу Небесную, Матерь Божью, нашу Заступницу, Помощницу и Молитвенницу. Мы почитаем наших земных матерей за то, что они дали на жизнь. А что дала нам Матерь Божья? Она дала нам Источник жизни вечной, Господа нашего Иисуса Христа. В молитвах, обращенных к Матери Божьей, мы просим, чтобы Она сделала нас достойными сосудами, который смог бы вместить благодать Божью. А Её молитвы, обращенные к Господу? Какая могучая, невероятная сила сокрыта в них. Если молитва земной матери способна достать со дна моря, как говорят в народе, тогда что же говорить о молитве Царицы Небесной. Мы радуемся каждому празднику, прославляющему Спасительницу рода человеческого. И Она действительно является нашей Спасительницей. Пресвятая Богородица щедро распростёрла свой Покров над каждым из нас, испокон веков являясь нашей духовной опорой. Именно Ей Господь со креста усыновил своих учеников, а через них – всех верных чад Церкви. Матерь Божия Спасительница наша в том смысле, что Она – первая Помощница и Споручница грешных на пути спасения. Но всякий ли человек, прибегающий к Матери Божьей, покрывается Её честным омофором? Сказано: «Устремляйтесь к Ней по пути покаяния». А если человек не собирается оставлять свой звериный нрав, не имеет намерения на изменения себя, не стремится к тому, чтобы искоренять в себе страсти, плотскую и душевную похоть, пусть даже он поет сладкогласные песнопения, акафисты и каноны. Матерь Божия не слышит их, Она не радуется всем этим праздникам, потому что не может мать радоваться, когда унижают и оскорбляют её сына. Но Матерь Божия простирает и над ними честной Свой омофор, но если поющие пребывают в страстях и похотях, одержимы своим самомнением, в духе самодовольства, то хотя они и поют о Покрове, не покрывает Пресвятая Дева таковых голов».
По словам владыки, человеку следует просить у Матери Божьей сил для собственного исправления, для сокрушения в собственных грехах.
«Если же продолжать жить по страстям, по своим прихотям и похотям, никакая молитва не поможет. Матерь же Божья по-прежнему будет проливать слезы пред престолом Божьим, видя наше отступление от заповедей Её Сына, видя, что люди больше возлюбили грех, предаваясь сладострастным услаждениям – плотским и душевным.
Смысл праздников, празднуемых в честь Матери Божьей состоит в том, чтобы отказаться от всякого греха, нечестия, страстей и пороков. Отказаться от дел греховных, страстных, нечистых. Отказаться от своего недовольства, самомнения, от гордости, которое необычайно развито в наше время. Поэтому можно внешне служить Пресвятой Богородице, но для Неё никакого праздника не будет. Потому что, празднуя праздники в страстных чувствах, люди ещё больше утверждаются в нечестии, чувстве самодовольства, самоуслаждении и таким образом не память Её чтут, а потакают своим страстям и похотям. Если же мы действительно хотим радоваться и праздновать праздники Матери Божией и быть под Её честным омофором, то для этого нужно праздновать в смиренномудрии, в отвержении самомнения, самодовольства и в духе сокрушения».