Святые отцы подчеркивают, что читать духовную литературу можно и нужно только своей собственной жизнью. Иными словами, без практики чтение может превратиться в пустую теорию, никакой пользы человеку не приносящую. Ефрем Сирин пишет: «Не предавайся чтению до того, чтобы оставлять тебе упражнение в добродетели. Трудись и читай немного, с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах».
Цель духовного чтения заключается не в том, сколько книг удалось прочитать, а в том, насколько вы смогли применить прочитанное к себе и своей жизни. Другим словами, качественное чтение однозначно лучше количественного и должно отвечать на вопрос «насколько лучшим христианином в процессе чтения я стал?.
Святитель Феофан Затворник призывает: «…Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу».