Обратившись затем со словом проповеди, Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся о том, чем человеку может грозить праздность и удаление от трудов.
«Всякий, кто проводит свою жизнь в праздности и лености, нарушает заповедь Божью», – сказал владыка.
«Само по себе удаление от трудов уже есть грех, потому что противна заповеди Божьей, которая велит нам в поте лица своего есть хлеб наш. Еще праотцу нашему Адаму было сказано Богом: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». Апостол же Павел, Послание которого читается на сегодняшнем богослужении, тоже говорит о необходимости трудиться. Только здесь речь идет о труде любви, без которого невозможно представить духовной жизни. Он призывает нас ревностно служить Богу, совершая труд любви, подражая святым, которые уже наследовали обетование Божье своим долготерпением и верою. Мы с вами видим, что обычно происходит с теми, кто в повседневной жизни не трудиться. Это не касается немощных, больных и стариков, которые по известным причинам не могут трудиться. А если человек имеет все возможности для труда, но избегает его, ленится? Зачастую он всем своим видом, всем своим состоянием, всем своим образом жизни показывает, что происходит с его душой. А происходит с ней то, что она мучается и страдает. Но есть и те, кто живёт в праздности и роскоши, кто питается плодами чужого труда, а значит, продолжает непрестанно грешить. Стоит ли удивляться, что и их души страдают и не находят покоя. Сколько несчастных, сколько разбитых судеб. В том числе и среди детей, которые видят перед собой пример своих родителей и продолжают жить в праздности и развлечениях. По сути, между первыми и вторыми нет никакой разницы. И те и другие нарушают волю Божью, и те и другие расплачиваются за свои грехи. Своеволие и алчность становятся причиной их несчастий. Но что делать, если человек ленив от рождения и ничего с этим не может сделать? Чаще всего это оправдание, которое придумывает себе сам человек, не желая трудиться, подкрепляя это поговорками о «работе, которая не волк…» и так далее. На самом деле ленивыми не рождаются, ими становятся. Детей ленивых не бывает, напротив все они очень активны и деятельны. От них то и дело слышишь: «Я сам, я сделаю, я умею…» Пассивность и бездеятельность приходят значительно позже, и опять же по вине взрослых. Многих проблем в нашей жизни можно было избежать, если бы человек не забыл, что труд для него является не только следствие гнева Божьего, но и возможностью вернуть себе потерянный рай. Если бы он перестал следовать за фальшивыми кумирами и подражать их примеру. К счастью, у верующего человека есть совсем другие примеры. Это целый сонм святых. И ошибается тот, кто думает, что раз уж они жили давно, то их жизнь никого и ничему сможет научить. Да, они жили в другое время, но мы можем подражать их вере, их служению Богу. Их жизнь, их духовная работа над собой способны многих сегодня вдохновлять и помогать в борьбе с нашими грехами. Кто осмелится утверждать, что преподобному Серафиму Саровскому далась легко победа над собственной гордыней и тщеславием? А разве нет в нас тщеславия, нет гордыни? Чтобы бороться с ними и с другими нашими пороками, нам не обойтись без серьёзной духовной работы над собой».
Без веры, как сказал Его Высокопреосвященство, человек никогда не сможет понять, что труд – не только наказание, но и спасение.
«Как объяснить неверующему человеку, который не хочет трудиться над собой, что это нужно прежде всего ему? Это практически невозможно, потому что он не знает, что ждет его впереди. Но мы-то с вами знаем. Мы знаем, что нас ждут царские райские обители. И наследовать их можно только через труд, веру и дела любви. Насколько важно для современного человека понимать, к чему может привести его духовная расслабленность и нежелание работать над собой. В Советском Союзе нас учили, что труд сделал из обезьяны человека. Отсутствие же духовного труда, которого так настойчиво избегает современный человек, может запустить обратный процесс. И сегодня для этого, к сожалению, немало предпосылок. Достижения цивилизации в большей степени способствуют духовной деградации, чем духовному совершенствованию. Но разве они в этом виноваты? Разве телевидение, интернет и новомодные гаджеты не были созданы для того, чтобы развивать человека? Все блага цивилизации направлены на то, чтобы человек мог сосредоточиться на своей духовной жизни. Но пока происходит совершенно обратное. Вот почему как никогда нам важно не потерять нашу веру. Не расслабляться, не лениться, духовно трудиться, делать всё, чтобы принести Господу плоды нашей изменённой и преображенной жизни».