Как заметил в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, звучащее на богослужении Послание апостола Павла к Галатам самым непосредственным образом затрагивает жизнь каждого из православных христиан.
«Апостол Павел со скорбью обращается к своим ученикам, между которыми возникли недоразумения и разногласия, потому что появились лжеучителя и лжетолкователи истины. Апостол призывает их прекратить разногласия, напоминая, что Церковь может быть лишь там, где есть согласие. Те, кто разногласят между собой, не могут ни называться, ни быть Церковью. Апостол удивляется, что столь потрудившееся в вере, так скоро уклоняются. Хотя он не верит, что они могли так быстро уклониться, поэтому призывает одуматься, указывая на их легкомыслие. Почему так произошло? Как известно, у каждого из нас сегодня есть огромное количество источников информации, есть газеты, радио и телевидение, есть интернет. Каждый день мы получаем информацию, которая затем влияет на наши поступки и дела. В апостольские же времена информация передавалась одним способом – от одного человека к другому. Галаты сначала послушали Апостола Павла, поверили ему, а затем другие люди пытались разрушить их веру. Не исключено, что эти люди могли быть и красноречивее, и убедительнее. Вот почему Апостол призывает всё услышанное проверять Евангелием, а для этого необходимо не только его учить, но и жить по нему, так как оно не «от человеков, но от Иисуса Христа». Без этого любая информация, полученная человеком в мире, может не привести к Богу, а увести от Него. Не просто отвернуть от Бога, а ввергнуть в пучину бесовских страстей. Без должных духовных ориентиров человеку легко запутаться. Кроме того желание до всего дойти своим умом в конечном счете приводит к тому, что каждый человек пытается толковать Евангелие на свой манер. А к чему могут привести такие толкования, легко представить. Когда нет четких ориентиров, когда человек считает, что только он прав, а другие не правы, он впадает в один из самых страшных грехов – грех гордыни. Гордыня не позволяет человеку познать слово Божье, не позволяет служить Богу и угождать Богу. Он отвергает Евангелие и принимает учение, в котором на первом месте он сам, а не Христос. А это ведёт к расколу, который Иоанн Златоуст приравнивал к ереси».
По словам Владыки, даже мученической кровью не смывается грех предательства Церкви Христовой.
«Если человек является членом Церкви Христовой и называет себя христианином, он не может свои интересы ставит выше Христа. Даже если при этом он будет совершать подвиги, а Христос будет у него на втором месте, это не будет иметь для него никакого спасительного смысла. Такой человек не Христов. Как не Христовы те, кто, прикрываясь именем Бог, преследуют свои честолюбивые цели. Они делают это для собственной славы, потому что ищут оправдание не у Бога, а у людей. Всё, что они делают, они делают из желания понравиться своим апологетам, в то время, как апостолы и угодники Божьи делали всё не из желания угодить людям, а из желания угодить Богу. «Если бы я желал угождать людям, – говорил Апостол Павел, – то непременно делал бы то, что вы говорите и хотите, а не Бог». Мы должны приноравливаться не к людям, не к миру, который сегодня один, а завтра другой, а к Богу. А для этого у нас есть Евангелие, с которым мы должны соизмерять каждый свой шаг и каждый свой поступок. Это руководство для всей нашей жизни. И если кто-то вдруг подумает в той или иной ситуации, что это не пойдет ему на пользу, это всё от лукавого. Посмотрите на угодников Божьих, на наших небесных покровителей. Вот с кого нам следует брать пример. В любой жизненной ситуации они поступали по Евангелию и за свою благочестивую жизнь удостоились от Господа вечной славы».