Сегодня святая Церковь празднует память Вифлеемских младенцев, первых страдальцев за Христа, которые были убиты за Него и вместо Него, потому что Ирод думал, что, убивая их, он тем самым избавляется от претендента на царский престол. Даже будучи уверенным, что Христос не является Мессией, Ирод все равно совершил бы это злодеяние, поскольку его нравственная развращенность, перешедшая все мыслимые границы, превратила его в безумца.
«И вот это безумие, это злодеяние, — как сказал Его Высокопреосвященство, — уже много столетий заставляет замирать от ужаса сердца миллионов людей по всему миру.
Смерть любого человека уже сама по себе трагедия, а тут гибель тысяч ни в чем неповинных младенцев. Но что же нас больше ужасает в событиях, произошедших много веков назад, да и к тому же в чужой стране? А ужасает прежде всего то, что человеческую жизнь, которая является бесценным Божьим даром, может забрать другой человек. Но в этом мире, как известно, даже волос с головы не упадет без воли Божьей. Так зачем Богу было нужно убивать этих младенцев. Неужели только для того, чтобы показать жестокость Ирода и жестокость ветхозаветных времен? В чем их смысл? Главный смысл в том, что никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. И этому есть многочисленные свидетельства как из Священного Писания, так простых людей, которые страдали и страдают в своей жизни по тем или иным причинам. Мы знаем, что Промысел Божий о человеке и мире направляет всё ко благу, вот только не всегда человеку удается это понять и осознать сразу. Даже сейчас, по прошествии стольких столетий, нам не все понятно в гибели младенцев с точки зрения оправданности страданий. Неужели герой Достоевского прав и гармония мира не стоит и слезинки замученного ребенка. Сколько принесено жертв, а мир по-прежнему далек от совершенства и лежит во зле. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божьему. После Своей Крестной Жертвы Спасителя все страдания за Него становятся для человека свидетельством веры, ведь неслучайно по-гречески «мученик» – это «свидетель». Страдающий человек – свидетель славы Божьей. И страдания Вифлеемских младенцев, и праведников Ветхого завета, и новозаветные страдания, – все они важны для Бога. Но можно ли их избежать? Мы видим, что все страдания причиняются людьми безумными и нравственно развращенными. Трагические события, происходящие в нашей стране, тому яркое подтверждение. Сколько невинных жертв и страданий, – и все по прихоти безумных властолюбцев. И сейчас, терпя страдания, и тогда много веков назад, когда лилась кровь невинных младенцев и разрывались сердца убитых горем матерей, звучит один вопрос: почему Господь попускает это? Ответ же напрашивается только один: давая дьяволу властвовать над нами некоторое время, Господь пытается заставить нас обратиться к Нему за отеческой помощью».
Как сказал еще владыка, во все времена человеку легче уничтожить правду, чем признать ее и покаяться.
«Вот почему столько гонений на нашу Матерь-Церковь. Лишь она выступает против власти греха, против безнравственности и распущенности, а по сути, борется за человека, за прекращение его страданий. Ради этого мы должны молиться за обижающих нас, чтобы Господь привел их в разум истины, чтобы они наконец-то поняли, что нельзя построить счастье одних за счет несчастья других. Будем уповать на милость Божью и просить сил, терпения, мужества и крепости, оставаясь верными сынами нашей Матери-Церкви».