Жизнь великих праведников – это всегда путеводная звезда, свет которой виден лишь тем, кто хочет подняться до сияющих вершин духа, кто хочет всей своей жизнь свидетельствовать о Христе. Преподобный Серафим Саровский своею жизнью явил исполнение первой заповеди Христа о любви к Богу всем сердцем, всею крепостью, всем разумением. Вся жизнь его – молитвенное возношение и восхищение в Боге. Но он исполнил и вторую заповедь – о любви к ближнему. «С ближним надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека, или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится. Дух смущённого и унывающего человека надо стараться ободрить словом любви. За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, – говорил святой отец Серафим.
«Серафима Саровского от обычного человека, от каждого из нас, отличает лишь готовность угодить Богу, – говорит Его Высокопреосвященство. – «На земле Ангел, на небе человек». В своей земной жизни мы имеем всё, что имели святые, кроме, пожалуй, одного – могучего желания и стремления заслужить милость Божью. Этим стремлением им удалось не только заслужить милость Божью, но и стать по-настоящему счастливыми людьми. Серафим Саровский был именно таким человеком. Нет, он не был баснословно богат, не был знатен и знаменит, хотя обычно именно это является главным условием человеческого счастья и благополучия. Он имел то, что неизмеримо больше всего этого. Он имел ощущение постоянного присутствия Божьего в своей жизни, уверенность в том, что Господь его никогда не оставит. И подтверждений этому в его жизни было великое множество. Достаточно просто раскрыть книгу Елагина с его жизнеописанием. Чему еще может научить нас преподобный? Сегодня мы служим в монастыре. Для монашествующих важно научиться у отца Серафима умению видеть сердца людей, чтобы быть для них духовным врачом, способным исцелять душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.
Мы знаем, что все, кто приходил к святому, чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям. «Радость моя, сокровище мое», – всегда говорил святой. Всю свою жизнь он боролся со страстями, усмирял свою плоть. А смиряет ли современный человек свою плоть, как обращается к ближнему? С любовью и с умилением? Напротив, лишь с ропотом и осуждением. Мы видим, как изменился наш мир в последнее время из-за того, что изменилась душа человека. Ни власть, ни общество виноваты в этом, а именно человек. И если мы хотим, чтобы мир менялся в лучшую сторону, мы должны начать с себя. Не зря так часто мы вспоминаем слова Серафима Саровского, которые для нас звучат, как духовное завещание: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
По словам Запорожского митрополита, во все времена важно сохранять мир в общей православной семье.
«Не ждать, когда кто-то сделает первый шаг, а самому сделать его. Чем скорее мы поймем, что мир в душе начинается с нас, с нашего личного духовного опыта, тем скорее мы почувствуем, как Бог касается нашего сердца, тем скорее мы ощутим подлинное счастье. И те люди, которые сегодня злословят и клевещут на нас, завтра начнут меняться к лучшему. Осуждение, злоба и ненависть уступят место смирению, согласию, милосердию и доброте».
Поздравив всех с праздником, Его Высокопреосвященство пожелал стяжать «дух мирен».
«Это очень трудно сделать, особенно для современного человека. Но у нас нет другой возможности быть счастливыми. Ведь без ощущения счастья невозможно даже представить себе нормальную земную жизнь. Без ощущения присутствия Бога, без этой благодати, жизнь легко превратить в ад, потому что рая без благодати не бывает. Стяжая «дух мирен», помните, что стяжать, не значит присвоить себе, а значит сочетаться с этим благом настолько тесным образом, что после этого этим «твоим» можно было бы делиться с ближними».