Великий пост – совершенно особое время церковного года, насыщенное редкими богослужениями, большинство которых совершаются только в этот период церковного года. Особое место среди них занимают заупокойные богослужения.
«Казалось бы, – говорит Его Высокопреосвященство, – зачем живым, обремененным и без того огромным числом проблем, думать и помнить об усопших? Тем более, когда само общество делает все, чтобы лишить человека памяти смертной. С одной стороны человек боится смерти, потому что человеку свойственно бояться всего неизвестного и неизведанного, а с другой стороны смерть ему кажется жестокой, несправедливой и самое главное, неожиданной. Но если все это так, тогда почему святые отцы нас призывают помнить о часе смертном? Зачем человеку постоянно помнить то, что наводит на него страх и ужас, как будто в его жизни и без того страхов не хватает? Особенно сейчас, когда одни боятся не найти работу, а другие, её потерять. Но главная причина, из-за чего человек гонит все мысли о смерти, состоит в том, что он боится её из-за своих грехов. По этой же причине мы забываем и о наших усопших сродниках. Мы умудряемся забыть о тех, о ком забывать не имеем ни морального, ни общечеловеческого права. Наша забывчивость, в конечном счете, ведет к моральному разложению всего общества, – сегодня оно призывает забыть о мертвых, завтра – о живых. Что ждет такое общество, его граждан? Сплошной праздник, гуляй, пей, веселись, бери от жизни все, и убежденность в том, что раз смерти нет, то нет и Бога, с Которым предстоит встретиться на Страшном Суде. Таким людям Бог не нужен и борьба с грехами им не нужна. А как быть нам, и всем тем, кто готовится к встрече с Богом? Как сделать так, чтобы мысли о смерти не превратились в фобию, не тяготила, не стали очередной манией. Тешить себя сладким обманом, что, прожив жизнь в угождении себе, на Страшном Суде покаемся как благоразумный разбойник на кресте и затем радостно проследуем в рай? Но никто ведь из нас не ведает ни дня, ни часа, когда призовет его Господь и захочет ли Он вообще дать нам покаяние. За что дано было такое благодатное покаяние разбойнику, который перед этим совершил разбой в городе? Может быть, он имел какие-нибудь добрые дела (а не только злые) и люди молились о нем? А может быть, он носил свое покаяние годами, но до встречи с Христом это покаяние не находило разрешения? А может крест, боль, скорбь, терпение невинного Господа рядом с ним, перевернули его сознание и душу? У нас же все есть для спасения и вера, и Христос, и таинства, и как же нам надеяться на последнюю минуту, как безнадежным? Память смертная удерживает верующего человека от греха, но память смертную тоже еще надо стяжать. Иметь память смертную просто так без труда невозможно, ибо жизнь с ее бесконечной суетой постоянно отвлекает человека от этого, тем более, что человек сам рад развлечься. А может достаточно делать дела добра и веры и ни о чем больше не думать, лишь уповать на милость Божью? Нет, этого не достаточно, поскольку память о часе смертном заставляет человека размышлять о грядущей смерти тела, исходе из него человеческой души и последующих мытарствах и Божественном Суде. Вспоминая усопших сродников, молясь о них, наша Матерь-Церковь тем самым показывает всему миру, что христианский подвижник не боится гибели своего тела, а заботится о своей участи в вечности, ожидая грядущего суда над своей душой. Размышляя о смертном часе, он познает бренность этого мира, всецело сосредотачивается на покаянии, ведущем к познанию своих грехов, изменению своей жизни и соединению с Богом».