Сегодняшнее слова апостола Павла «Слава же и честь и мир всякому делающему благое…», как сказал Его Высокопреосвященство, заставляет нас вновь задуматься над такими понятиями как честь, слава, мир, добро.
«Эти понятия универсальные, а значит, касаются не только верующего человека. Когда наши предки говорили о том, что их душа принадлежит Богу, жизнь – Отечеству, а честь – никому, это были не просто слова. Это был их священный жизненный девиз. Честь для них была дороже жизни. Представления о чести и бесчестии во все времена были не только моральным стержнем, они являлись основой человеческой личности. Человек, однажды запятнавший свою честь, лишал себя и уважения, и достоинства. В народе часто говорят, что если человек поступает нечестно, он поступает не по совести. Это потому, что наша совесть неразрывно связана и с нашей честью, и с нашим достоинством. Без всего этого невозможно представить ни одно нравственное общество.
К сожалению, нынешнее состояние нашего общества таково, что человек честный это чуть ли не анахронизм. Поступать по совести становится не престижно. Быть честным уже не в тренде, выражаясь современным языком. Как будто на совесть может быть мода. Жить по совести во все времена могли лишь единицы, но стремиться к этому должны все. К этому нас призывает Господь, этому нас учат угодники Божьи. Но поступая по совести, нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в духовную гордыню: мол, посмотрите на меня, все врут, а я один говорю правду. Такие люди хотят, чтобы о них говорили, они хотят славы. Но слава, как говорится, славе рознь. Человек, поступающий честно, конечно же, достоин славы, и прежде всего потому, что его поступки служат прославлению Господа. Если же слава направлена внутрь себя, то это скорее тщеславие, слава Герострата».
По словам владыки, мир, видя наши добрые дела, увидит не нас в лучах собственной славы, а увидит славу Божью.
«Когда человек гордится своей славой, когда он стремится к этой славе, там нет места славе Божьей. Для того чтобы избежать этого, нам следует думать о том, что каждый из нас является носителем Божьей славы. Поступая честно, совершая добро, мы умножаем славу Божью. Для нас быть честными – значит видеть в себе и в другом человеке образ Божий и дорожить этим. Честный человек – это орудие в руках Господа, это отражение Его славы. Быть честным – это всегда осознавать необходимость сохранять чистоту своей души. Без чести и достоинства невозможно добиться ни духовного возрождения общества, ни мира в этом обществе. И подобно тому, как духовное возрождение начинается с утверждения нравственных ценностей, так мир в обществе начинается с мира в душах. А о каком мире может идти речь, если человек всего боится. Нет страха лишь в том, кто поступает честно, поступает по совести. Ему нечего бояться: ни суда человеческого, ни суда Божьего. А тот, кто постоянно врет, кто всем завидует и всех ненавидит, может ли иметь мир в душе? Мир и покой будут лишь в той душе, к которой не прикоснулся грех. Иметь мир – значит всегда чувствовать себя в руках Божьих».
В заключение владыка напомнил о необходимости творить добрые дела не ради собственной популярности, а ради славы Божьей.
«Творение добрых дел является частью нравственного совершенствования, частью нашей духовной работы над собой. Есть такое выражение «благостное состояние». Это как раз и есть то состояние нашей души, когда в ней наступает мир Божий. И наш с вами долг создать такие условия не только для себя, но и для тех, кто рядом с нами. Не дать прикоснуться греху к нашим душам. А для этого мы должны твердо исповедовать нашу веру и исполнять заповеди Божьи. Быть верными чадами Церкви Христовой. Слушая сегодня ещё раз слова апостола, нам следует задуматься над тем, как они могут изменить не только нас, но и отношение мира к нам. Мир должен видеть, что наша жизнь не ограничивается церковной оградой, что быть православным означает быть носителем славы Божьей. Мир видит лишь оболочку, а должен видеть нашу внутреннюю сущность. Будем же стяжать славу Божью, демонстрируя этому, погрязшему в нигилизме и прагматизме миру, что человеческое достоинство, благородство, честь, совесть, нравственная чистота не абстрактные понятия».