Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших как способ общения живых и мертвых и как дело любви, святая Церковь вменяет в неотменный долг живым поминовение усопших. Богослужение, связанное со смертью христианина есть напоминание о том, что вся церковная жизнь – это таинство нашей смерти, потому что вся она – провозглашение Господней смерти и исповедание Его Воскресения.
«Всякое заупокойное богослужение, — как сказал Его Высокопреосвященство, — коренится на радости Пасхи Христовой. Поминовение усопших заставляет нас задуматься не только о тех, кого с нами нет, но и о нашем будущем, о том, что ждет нас за последней чертой, по ту сторону смерти. Что ждет нас, когда мы войдем в другое бытие, в другое состояние? В этом состоянии будут видны не только наши хорошие дела, но и злые. И в этом состоянии мы уже не сможем ничего изменить или поправить, потому что уже от нас ничего не зависит. И только Господь будет судить все наши дела по Своему милосердию и по Своей строгости. Он будет оценивать наши добрые дела, и будет оценивать наши злые дела, наше беззаконие. Будет определять, куда направить наши души: в райские царские обители или в муку вечную? А как определить чего в нас больше: хорошего или плохого? И сегодняшнее евангельское чтение о бедной вдовице как раз и помогает нам это понять. Она отдала все, что имела, все свои деньги. Христос видел это, как видел и тех богачей, которые клали много, но, подозвав учеников Своих, сказал им: ««Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». А жертвуем ли мы на дело Божие от всего сердца и из любви к Нему? Можно поставить сколько угодно свечей, заказать сколько угодно акафистов, но если сердце при этом остается безучастным, лишенным любви, то не будет от нашей жертвы никакой пользы для нашей души. Пример вдовы не призывает нас отказаться от всех земных благ и пожертвовать все, что мы имеем Богу, дело не в этом. Дело в том, чтобы жертвовать не от избытка кошелька, а от избытка сердца. Вдовица пожертвовала одним днем своей жизни, отдала Богу то, что было ей всего дороже в этот день –осталась без еды. Сегодня другие времена и голод уже не считается такой уж большой жертвой. А если пожертвовать своим свободным временем, удовольствием, одним из любимых развлечений, скажем, телевизором или компьютером. Готовы ли прийти на помощь ближнему, который лежит в хосписе или больнице? Готовы ли отказаться от своих маленьких земных радостей ради вечного счастья? Хотя бы не рассказывать, не тиражировать очередную сплетню, а просто рассказать о Христе. Когда мы начнем задумываться об этом, многие наши поступки станут другими. Сегодня мы молимся за о. Сергия и сами задумываемся о том, что тоже будем там. Не просит Господь от нас копеечку, а просит от нас одного – наше сердце, нашу готовность последовать за Ним. Следовать за Богом – значит, исполнять Его заповеди. Христос дает нам всем пример любви. Как необходим нам всем этот пример. Сколько злобы и ненависти вокруг. А почему? Неужели люди перестали ходить в храмы? Напротив, их становится только больше. Тогда почему нет той любви, о которой говорит нам Христос? Да потому, что мы потеряли Бога, нет Его в наших сердцах. Всех нас – и живых и мертвых – объединяет Христос. И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее наше пребывание с Богом и в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», напоминает нам апостол Иоанн. Разве может быть любовь в сердце тех, кто поливает грязью нашу Матерь-Церковь, чей «разум возмущенный» кипит злобой и ненавистью и «смертный бой вести готов». Но с кем и ради чего? С прихожанами храмов канонической Украинской Православной Церкви, со священниками, со своими гражданами? Церковь не может жить по законам ненависти, она может жить только по законам любви, по законам Христа. В такой ситуации истинный христианин может только уповать на милость Божью. Церковь – это вхождение в жизнь воскресшего Христа, обетование жизни вечной, «радость и мир в Духе Святом». И где бы ни находился верующий человек, он должен взывать ко Христу и просить: «Господи, милостив буди к нам грешным, сподоби нас жить по заповедям Твоим». И тогда Господь по нашим молитвам будет милостив и простит нам все наши грехи и дарует нам жизнь вечную в райских царских обителях».