×
Пятница, 26 Апреля 2024
сщмч. Арте́мона Лаодикийского;
мч. Криске́нта;
мц. Фомаи́ды Александрийской (Египетской);
прмц. Ма́рфы (Тестовой);


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/sostoyalos-tradicionnoe-godovoe-obshh
голосов: 0
0 0
28 Декабря 2022 г

28 декабря 2022 г. в Андреевском кафедральном соборе под руководством митрополита Луки прошло ежегодное общеепархиальное собрание духовенства.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2022/12/ILS_7257.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2022/12/ILS_7257-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

В канун Новолетия благости Божией, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский, собрал в смешанном (очно-дистанционном) режиме духовенство вверенной епархии для обсуждения вопросов уходящего года и определения основных задач на год следующий.

Священнослужители из благочиний, не имеющие возможности прибыть лично, заслушали ежегодное Архипастырское обращение в режиме интернет-конференции.

Также, перед завершением годового собрания, Его Высокопреосвященство зачитал сводный отчет о социально-благотворительном служении епархии в уходящем 2022 году, прослушав который, духовенство предложило сообщить об этом в руководящие структуры области.

Ниже вы можете ознакомиться с текстом выступления Владыки Луки на общеепархиальном собрании духовенства и монашествующих Запорожской епархии Украинской Православной Церкви и текстом Открытого письма к Председателю Запорожской облгосадминистрации Александру СТАРУХУ и Главе Областного совета Елене ЖУК относительно деятельности клира и мирян епархии на благо граждан нашей страны.

 

Обращение Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, к участникам Годового общеепархиального собрания   

Возлюбленные о Господе, всечестные отцы, матушки-игуменьи!

Продолжая традицию прошлых лет, мы подводим итоги уходящего года, определяем перспективы на будущее. Хотел бы поделиться размышлениями о ситуации, в которой находится наше общество и наша страна. А ситуация, я думаю никто не будет спорить, крайне непростая и сложная. Этот год стал одним из самых сложных в жизни нашей Матери-Церкви и каждого из нас. Уверен, что все мы испытываем тяготы из-за начавшейся войны России против Украины. Несмотря на это, сегодняшнее событие и те дела, которые вы совершали и продолжаете совершать, свидетельствуют о том, что жизнь жительствует. А мы стараемся продолжать свидетельствовать о Христе и нести слово Истины в этот бушующий мир. За это и непреклонную верность Церкви искренне вас благодарю!

24 февраля стало переломным моментов в жизни каждого из нас. Блаженнеший Митрополит Онуфрий в первые же часы осудил агрессию против Украины. Затем с таким же осуждением выступил и Священный Синод нашей Церкви. Каждый из нас откликнулся на призывы Блаженнейшего и Священного Синода о помощи нашему народу, как молитвой, так и делами.

В мае прошел Собор Украинской Православной Церкви, решения которого мы с вами обсудили, выработали свои пути реализации его Постановления.

На фоне военных действий разразилась небывалая до селе в независимой Украине кампания против нашей Матери-Церкви.

Для более ясного понимания ныне происходящих процессов хотел бы кратко провести исторические параллели с аналогичными событиями, происходившими в начале ХХ века в ныне не существующем Советском Союзе. В те годы богоборцы, прейдя к власти, всю свою ненависть направили на Православную Церковь.

Можно выделить три причины гонения на Церковь: идеологическую, политическую и экономическую. Однако это деление отличается некоторой условностью. Так, например, экономическую причину следует рассматривать вместе с идеологической, поскольку, лишая Церковь Ее имущества, большевики рассчитывали на то, что подобное изменение экономических условий жизни Церкви приведет к Ее постепенной самоликвидации.

Идеологическая причина – несовместимость большевистского учения с православной верой, да и, вообще, с религией.

Политическая причина гонения на Церковь имела двойственный характер. Церковь в лице Ее служителей обвинялась в стремлении к ниспровержению существующего строя и в сношении с эмигрантами на почве деятельности, направленной против советской власти. Церковь давала оценку всем важнейшим событиям общественно-политической жизни с точки зрения христианской морали, но большевики признавали лишь свои толкования и никому не позволяли давать иные толкования происходящего в стране.

Экономическая причина – большевики, постоянно нуждавшиеся в деньгах, уделяли особое внимание тем материальным средствам, которыми располагала Церковь. Кроме того, большевикам «казалось, что главная сила Церкви заключается в материальной мощи». В самом деле, поскольку «не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание», то с экономическим развитием коммунистического государства и с лишением Церкви всех значительных материальных средств, участь Ее, как считали большевики, была предрешена.

Нельзя не коснуться нравственного состояния духовенства и мирян в то время. Как и сейчас клир подразделялся на три степени иерархии: низшее, среднее и высшее духовенство. Отношения между ними были непростые, в том числе из-за огромной разницы в их материальном положении. Нередко прихожане сталкивались с непристойным поведением духовенства (раболепие перед властьимущими и богатыми, пренебрежение интересами простого народа, пьянство и др.). Их уровень образования оставлял желать лучшего. На фоне низкой образованности некоторые священники проявляли неуместную принципиальность.  Среди духовенства и монашествующих набирал популярность христианский социализм с его идеей совместить христианскую этику и социалистическую идеологию. В это время не только многие светские мыслители обращались к религии, но и некоторые священники увлекались философией, в том числе социалистическими учениями.

Миряне, неудовлетворенные проповедями своих священников, сами начинали проповедовать, таких называли “братцами”. Они разговаривали с народом на простом и понятном языке, их популярность была огромной. Церковь нередко объявляла их еретиками, что не укрепляло Ее авторитет в массах верующих.

Но в основной массе, из-за низкого уровня духовной жизни клириков, в религиозном сознании мирян переплетались языческие пережитки, православные и рациональные представления. Расцерковление народа “цвело и пахло”. Всем известно, что любая война оказывает сильное воздействие на психическое состояние общества. На фоне Первой мировой войны происходит резкое повышение уровня невротизации и расцвет оккультизма.  

 С Богом боролись посредством всех механизмов государственных органов. Очертим систему гонений:

1 . Антицерковные законы.

Имущество монастырей и церквей отбирается под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа. Под видом закона о свободе совести, произошли злостные нарушения всего строя жизни Православной Церкви и открытые против Неё гонения. Чиновники были убеждены, что, нарушая законы во имя идеологической целесообразности, служат интересам государства. Государство, взявшее на себя функции по полному контролю и регулированию религиозной жизни своих граждан, как будто не осознавало в достаточной мере, что в такой деликатной сфере всякое насилие вызывает неизбежное противодействие. Формально отделив Церковь от государства, само государство сохранило за собой право считать все вопросы внутреннего устроения и внутренней жизни Церкви своими вопросами. 

2. Искусственное создание обновленческого раскола. Как часть плана по уничтожению веры у народа, в церковных кругах властью был инициирован раскол под вывиской «Живой Церкви», или «обновленцев». Туда собирались все недовольные священники и миряне. Некоторые около- и нецерковные интеллигенты стремились, по словам одного автора тех лет, «спасать Церковь, вместо того, чтобы самим спасаться в Церкви». Раскольники стали палачами Православной Церкви. Именно они часто указывали на ревностное духовенство, которое власть уничтожала, писали доносы и были обвинителями, захватывали храмы. Обновленцы насаждали «церковный большевизм», который проявлялся в готовности сотрудничать с богоборческой властью и, более того, даже пытаться добиваться каких-то собственных корыстных целей, опираясь на эту богоборческую власть. В задачу обновленцев входило выявление, так называемых «церковных контрреволюционеров» и их последующее осуждение от имени Церкви. 

3. Пропаганда безбожия. В воспитание советского человека активно внедрялась насмешка над религией. Советские власти понимали, что добится своих целей мгновенным и буквальным исполнением своих решений по уничтожению Церкви, повлечет за собой усиление гражданского противостояния внутри страны. А потому нужен был, говоря современными терминами, «черный пиар» − внушить народу, что духовенство, Церковь и религия в целом – это обманщики, мракобесы, тунеядцы, шпионы и предатели. Одним словом – враги народа, которых можно и нужно уничтожать, которых не жалко. 

4. Подпольная работа. В наши дни известны инструкции о создании агентурной сети среди духовенства. Агентам для успешного ведения дела и привлечения духовенства к сотрудничеству необходимо было познакомиться с жизнью клира, выяснить характер епископов и попов… понять честолюбие и их слабости. Ставилась задача, по возможности, рассорить духовенство как с епископом, так и между собой. Проводилась кропотливая работа по внутреннему разложению Церкви. В марте 1922 г. Л.Троцкий писал членам Политбюро следующее: «Одна из задач печати в том… чтобы поднять дух лояльного духовенства, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспорных прав государство его в обиду не даст». Но и эта относительная терпимость Советской власти к лояльному духовенству, являлась вынужденной мерой, преследовала неизменную цель большевиков – ослабление Церкви и дальнейшее полное ее искоренение. 

5. Открытые репрессии. Мы не найдем в материалах следствия доказательств того, что обвиняемые действовали против советской власти.

При жутком маховике репрессий некоторые иерархи Церкви стремились как-то препятствовать им и сохранить церковную организацию, поэтому они не обличали сатанинский характер большевистского режима, явно искали с властями компромисс.

Опыт тех лет свидетельствует, что амплитуда идеологического маятника – гонений-оттепелей – и мощь последующих ударов во многом зависят от духовного состояния народа и Церкви. 

Несмотря на репрессии и атеистический дурман, всё равно были те, кто спешил в храмы, они старались жить не по нормам «морального кодекса строителя коммунизма», а по религиозной совести. Выбор священнического служения определяется не мирскими потребностями, а глубоким религиозным чувством. Об эту невидимую стену народного благочестия и разбиваются волны гонений.

Степень репрессий зависела от степени противодействия им. Если бы христиане не противостояли насаждению государственного атеизма, то властям незачем было бы наряду с разрушениями храмов истреблять миллионы верующих.

Церковь никак не враждовала с государством, потеряла экономический базис, но она по-прежнему оставалась в глазах коммунистов тем пережитком, которому не было места в «светлом будущем».

Каждый день мы подвергаемся мощнейшему воздействию информационного потока. Особенно сейчас, о чем красноречиво заявил спрос на антидепрессанты, выросший в разы даже по сравнению с годами пандемии. Даже если вы вообще не смотрите телевизор, не читаете интернет, вы все равно слышите что-то от коллег по работе, в магазинах или в общественном транспорте. И тут всегда важно помнить, что услышанное — не всегда во благо. Можно часто встретить утверждение о том, что наши мысли на самом деле не наши, а являются лишь продуктом влияния внешнего мира. Мы воображаем, что в некоторых областях повседневной жизни действуем по собственной воле, однако в реальности нами правят диктаторы, имеющие над нами величайшую власть. Большую роль в формировании этого мышления играет пропаганда.

Пропаганда – один из наиболее эффективных методов управления общественным мнением в современном мире. И основной ее целью является донесение определенных идей и смыслов до широких масс посредством манипуляций. То есть ключевым здесь слово “манипуляция”. Она более изящная, более затратная и более эфективная, чем банальные физические репрессии.

Невозможно полностью скрыться от ее влияния, но можно научиться распознавать, когда нашим мнением манипулируют и какую идею хотят навязать. Понимая это, будет значительно проще выбирать, какая из транслируемых идей будет для нас полезна и достойна того, чтобы занимать место в нашей голове.

Чтобы обеспечить полное подчинение сознания человека определенной точке зрения, сначала необходимо нарушить связи индивидуума с традиционными ценностями и структурами, т. е. лишить его корней, превратить в «массового» человека. Человек «массовый» является наилучшим объектом для средств массовой информации, используемых в целях манипулятивной пропаганды, где основными чувствами воздействия будут: ненависть, зависть, страх и инстинкт самосохранения. Экраны гаджетов через соцсети дают социуму и индивидам, тот самый «эффект присутствия», которого они были лишены ранее. Общество начало ошибочно предполагать, что у него появилась возможность соучаствовать в происходящем и влиять на мир в целом. Интернет дал обществу необходимую систему координат, без которой человек чувствует некую неопределенность в информационных потоках, а также предоставил возможность пропагандистам лишить социум возможности мыслить критически и самостоятельно.

Когда понимаешь на каких механизмах строятся подобные техники и как они работают, становиться проще определять в каком конкретном случае тобой пытаются манипулировать.

Пропаганду от обычной убежденности отличают следующие особенности:

  • Манипулятивность и эмоциональность;
  • однобокость и примитивность;
  • систематичность и повторяемость;
  • массовость;
  • определенность целевой аудитории.

Также были выделены правила:

  • не дискутировать, а опираться на эмоции;
  • сформировать четкое разделение на «они» и «мы»;
  • работать как с индивидами, так и с группами;
  • скрывать, по возможности, пропагандиста.
  • активировать сильнейшие эмоции;
  • упрощать информацию до минимума;
  • апеллировать к страхам, надеждам, мечтам целевой аудитории;
  • выполнять атаку на оппонента.

 

Приёмы пропаганды

1. Экспертное мнение. Появляется пул неизвестных или малоизвестных экспертов, которые начинают продавливать нужную идею везде где только можно. 

2. Обычные люди. Все люди разные и не каждый склонен доверять мнению незнакомого человека. Но при этом для таких людей может быть важно мнение знакомого или близкого человека, живущего с ним в одной социальной среде. 

3. Стадное чувство(использование единой линии). Этот прием плотно завязан на нашем первобытном инстинкте – если все так делают, значит это правильно. В обществе культивируется чувство единодушия, единства, причастности к «делам в обществе» и патриотизму. 

4. Манипуляция страхами при помощи большой лжи.Она основана на первобытных страхах человека. Заключается в предложении аудитории с максимальной степенью уверенности настолько глобальной и бесстыдной лжи, что в ее правдивости не остается сомнений. Цель – создать шоковый эффект, вызвать сильный страх, который затем надолго будет определять взгляды читателя или зрителя вопреки любым доводам логики и рассудка. 

5. Манипуляция желаниями завязана на наших желаниях и потребностях. Пример, когда один политик говорил, что, когда не будет УПЦ, колбаса подешевеет.

6. Скрытие фактов (полуправда).Один из самых популярных приемов, когда идея преподносится только с лучшей стороны, а недостатки умалчиваются. Ложь в чистом виде лежит на поверхности и отталкивает, но если смешать ее с правдой, да так, чтобы фикция заключалась в ключевых моментах, получается супер-оружие для порабощения. Метод заключается в нескольких утверждениях, часть которых обязательно являются общеизвестными или легко проверяемыми. Вторая часть или искажается, или опускается. Полуправда привлекает напускным благородством — нет необходимостиеё опровергать. И чем выше в ней доля правды, тем она опаснее. Пример, так СМИ сообщают, что Епифаний Думенко встретился с грузинским архиерем, многие подумали, что Грузинская Церковь готова признать “пцУ”, но никто не сказал, что отстранен от служения за недостойное служение и вызвал в Тбилиси для объяснений.

Или другой пример. Так один священник выложил пост на своей страничке в Фейсбуке в поддержку празднования Рождества Христова 25 декабря цитату Скабалановича, где он объясняет, что именно в этот день необходимо праздновать.

Но священник не удосужился узнать, что ученый это написал до введения григорианского календаря.

7. Полярность (абсолютная очевидность).Прием когда предоставляют только два возможных варианта выбора. Черное или белое, без каких-либо полутонов. Вместо каких-либо доказательств аудитории систематически подается то, в чем ее требуется убедить. И подается как нечто само собой разумеющееся, и поэтому – поддерживаемое преобладающим большинством населения. Человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь к нему присоединиться. Классический способ – публикация разного рода социологических опросов, демонстрирующих общественное единство по тому или иному вопросу. Важно помнить, что пропаганда черная, и отчеты могут браться с потолка. 

8. Свои — чужие. Оппонент власти выставляется как враг государства.

9. Трештокинг (дегуманизация противника или “метод гнилой селедки”).Этот прием предполагает негативные высказывания о своем оппоненте, либо о противниках определенной идеи. Берётся абсолютно ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным, порочащим объект вброса. Цель – не доказать или опровергнуть, а вызвать его бурное обсуждение. Как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его сторонники и противники, знатоки и эксперты. И, в независимости от своих взглядов, все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением. Таким образом в его одежду постепенно втирается «гнилая селедка» до тех пор, пока наконец запах не начинает следовать за ним повсюду. Тотальное и беспощадное унижение неприятеля (оппонента) является одной из главных целей пропаганды. Ведь если дегуманизировать его, то у простого обывателя исчезнут какие-либо проявления симпатии к этому человеку или людям. Пропаганда влияет на людей таким образом, что делает оппонента не просто чужаком, а чем-то отвратительным и неестественным, что необходимо уничтожить. 

10. Повторение (метод Геббельса).Если людям долго и часто повторять какую-то фразу или идею, то со временем она откладывается в подсознании и воспринимается более лояльно. Внушение какой-то информации происходит путем ее постоянного вдалбливания в головы людей. Действует принцип «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». 

11. Ассоциации. Ассоциация идеи, которую хочет донести пропагандист с какой-то более масштабной идеей приемлемой в обществе. Либо сравнение оппонента с крайне негативной личностью в любой ситуации. Когда демагогам не хватает обоснованных аргументов, этот прием используется сразу. 

Одним из основных правил противодействия является спокойное восприятие информации, которая окружает общество. Для более эффективного развития критического мышления человек должен рассматривать любую новость, которую он просматривает или слышит, как товар. Стоит научиться анализировать информацию с позиции выгоды пропагандиста: спрашивать себя для чего он делает определенные действия и что с этого получает? Всегда проверять факты и делать выводы о ситуации, изучив различные мнения и аргументы разных сторон. Нам представляется, что всегда важен поиск альтернативных точек зрения на ту или иную информацию, которая привлекла человека, сюда входит: видео, показания очевидцев и источники, которые предоставили данные материалы. Данный способ дает человеку возможность найти подтверждение или опровержение той или иной информации, которую ему подают различные источники.

Мы видим сейчас множество беззаконий и восстаний на истинную веру и Церковь. Что мы можем противопоставить этому усиливающемуся потоку зла? Только ли молитву с верой, или действия тоже, необходимые для пресечения зла?

Конечно, жизнь настолько сложна и многообразна, что просто невозможно все наши действия «расписать» по нотам, и даже если бы они в самом деле были расписаны, всё равно мы поступали бы не по писаному, а согласно обстоятельствам и – главное – по расположению нашего духа. И это должно стать ключевым понятием нашего служения: расположение нашего духа должно быть, безусловно, православным, а это значит не только строгое следование всем правилам и предписаниям, но и быть причастным Духу Христову, Который помогает нам принимать правильные и часто спонтанные решения, на обдумывание которых попросту нет времени. 

Отстаивание правды Божией не предполагает только и исключительно пассивное, пацифистское поведение. Но, нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение.

Если же мы говорим о методах отстаивания нашей веры, то острие проблемы не в том, что нет «зубастых» православных, готовых биться за правду до пролития чужой и своей крови, а в том, что мы, православные, зачастую не умеем явить ту потрясающую красоту и духовную высоту Православия, которая была бы привлекательной и убедительной настолько, что люди, глядя на нас, меняли бы свою жизнь. Святые являют нам великий пример разрешения жизненных ситуаций – выбора поступков, оценка которых связана с православной совестью. Поступать надо по православной совести. 

Однако наша совесть – это вовсе не всеядная и беспринципная «свобода совести». Совесть – это со-весть, со-причастие с вестью. Для нас, православных, – со-Евангелием, а значит – со-Христом.

Евангелие сообщает, как Господь Иисус Христос прощает явную грешницу, однако без компромиссов и без толерантности изгоняет бичом торгующих в Храме. Да, у нас неизменно должно быть милосердие, но также обязателен бич веры и духа.

Православная любовь объемлет всё и всех, но она отнюдь не бесхребетна. Она через молитвы и дела всех святых учит ненавидеть грех, а не грешника, быть терпимым к иноверцу, а не к иноверию, не путать политику и богословие, не сочленять ложь с Истиной. Это напрямую касается всех уровней бытия нашей Церкви и каждого из нас.

Все мы знаем, что почти всегда в поиске вариантов обнаруживается реальная и лукавая двойственность. С одной стороны – истинность веры и духа, а с другой – человекоугодие и зачастую – бесоугодие. Выстраиваются в ряд благие пожелания, выгоды, перспективы, сомнения… Как же нам поступать?  Бывает, что это невозможно сделать.

 

Тогда нужно следовать совету апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3: 10). Ревность по Богу – это очень хорошо и даже необходимо. Но направлена эта ревность должна быть в первую очередь на самого себя. Ревность по правде Божий должна подвигать человека, прежде всего, на искоренение грехов в самом себе. Когда святость и любовь Божия заставляют меня бороться со страстями и пороками – это прекрасно. 

Однако в наше время, богатое на духовные недуги, эта ревность часто ведет человека в бой не со своими плотью и похотями, а с грехами чужих людей.

В святых отцах мы видим, что при всем их совершенстве и великой ревности они старались обходиться с людьми, согрешающими по немощи, кротко. Однако людей злонамеренных, богопротивных, упорных во зле, святые отцы, бывало, наказывали очень жестко.

Мы должны помнить, что общение в духе кротости и любви способно быстрее привести человека к покаянию, чем обличения и укоризны. В случаях особых, где слово любви не оказывает действия, прежде всякого другого слова нужно приучить себя возносить мысль к Богу и просить у Него вразумления, как поступить и что сказать.

Верность Богу – это не просто исполнение нравственных правил, но и чистое исповедание веры, это готовность активно постоять за веру и препятствовать лжи. Если мы слышим, что попирается истина, что кто-то выступает против Православия, Церкви, то нам нельзя боязливо отмалчиваться и отсиживаться, а следует возразить и дать достойный отпор. Множество ситуаций, когда «молчанием предается Бог», и, как говорит мудрое изречение: «Где надо – не промолчи». Слово «толерантность» в медицинском языке означает нечувствие к боли. Горе нам, если наш личный духовный организм останется нечувственным к той боли, которую Церкви Божией причиняют расколы и нападки. Но насколько мы можем допускать себе замечания и упреки в адрес других людей? Если речь идет об открытом богохульстве, кощунстве и тому подобном, то, конечно же, кощунника нужно осадить, остановить. Особенно это важно делать в интернет-пространстве, во всех своих контактах и прочих интернет-ресурсах. 

Предлагаю посмотреть, что говорят цифры. В 2015 г. конкуренция между телевидением и интернетом выглядела так: 33% потребляли новости только из телевизора, 52% — из телевизора и интернета, 12% — только из интернета (то есть из соцсетей и новостных сайтов).

К 2021 г. картина предпочтений существенно переменилась: только из телевизора потребляли новости 17%, из телевизора и интернета — 29%, а только из интернета — 49%.

Можно было бы ожидать, что после начала большой войны теленовости хотя бы частично вернут себе аудиторию. Но нет, они еще больше потеряли зрителей. Теперь лишь 11% опрошенных потребляют новости только из телевизора, 25% — из телевизора и интернета, а 59% — только из интернета.

Нам важно иметь внутреннюю верность Богу, которая поможет в решительный момент исповедать веру, не согласиться с ложью. Зачем нам кого-то трогать руками, если в наш век, век информации, можно умело действовать словом. Господь Иисус Христос говорил – и вообще-то эти слова относятся к каждому настоящему христианину: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк. 21: 15). То есть не надо бояться, а надо исповедовать истину в тех возможных пределах, которые нам предоставлены. Господь нам, несомненно, поможет, но, конечно, при том условии, что сами мы со Христом.

Для чего мы читаем жития святых? Для того, чтобы решать, правильно они поступали или неправильно, с нашей точки зрения? Или для того, чтобы учиться у них, как нам жить, как нам решать важнейший вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Вопрос для смирения – риторический. 

Мы учимся у святых прежде всего самому главному: как нам стремиться жить свято. У кого же еще нам этому учиться?! Есть такое высказывание: «Если будете учиться друг у друга, будете хуже неверующих». А если что-то вызывает в нас недоумение в их житиях, или мы с недоверием относимся к чудесам, которые они совершали, или нам не верится, что они могли претерпеть такие мучения, о которых мы и читать-то без содрогания не можем, то дело – в нас, дело в нашей вере.

Читая Священное Писание, читая жития святых, мы можем получить наибольшую пользу, если будем не недоумевать, а меняться – меняя свои представления о жизни, о самых главных и самых сложных духовных понятиях. Заповедь Спасителя «Будьте, как дети» (ср.: Мф. 18: 3) относится, может быть, прежде всего к нашему доверию ко всему святому.

Доверие это нам очень нужно. Не заведомая решенность важнейших вопросов жизни, но ученическое доверие к учителю, который знает неизмеримо больше нас, от которого мы можем принять некое сокровище – или, увы, не принять.

В этом смысле очень актуальны мудрые суждения протоиерея Александра Шмемана о подлинном отношении к православному преданию: «В современном церковном сознании прошлое часто больше давит и сковывает, нежели творчески претворяется в верность подлинному Преданию. Вскрывается неспособность оценивать прошлое, различать в нем Истину от «только» прошлого. Предание до неразличимости смешивается со всевозможными «преданиями», которые сами требуют еще своей оценки в свете вечной правды Церкви. Частичное, одностороннее, даже извращенное выдается подчас за «суть» Православия. Есть грех «абсолютизации» прошлого, который неизбежно приводит к обратной крайности: к «модернизму» — то есть, в сущности, к отказу вообще от прошлого, к принятию в качестве единственного мерила «современности», «науки», «нужд текущего момента». Но как одно охранение «православной» внешности не способно скрыть глубокого кризиса современной Православной Церкви, так и «модернизму» не изменить ее. Единственный выход всегда в обращении к самой Истине Церкви, и через нее к овладению прошлым: в нем находим мы и вечное Предание Церкви, но также и бесчисленные измены ему. Православное сознание всегда «исторично», всегда включает в себя прошлое, но никогда не «рабствует» ему. Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же», и сила Церкви не в прошлом, настоящем или будущем, а во Христе, Который пребудет с нею до скончания века, чтобы каждый из нас мог в Нем и с Ним найти смысл жизни». Возврат к религии был преисполнен множества соблазнов, вместе с тем, этот тернистый путь был единственной дорогой к храму, где душа получала возможность очиститься и обрести Истинного Бога».

В любом рассуждении о том, что хорошо и что плохо, на первом месте должен стоять вопрос о спасении. Нас ради человек и нашего ради спасения Господь пришел на землю и пострадал на Кресте. Всё остальное в жизни – второстепенное.

Хотя и остальное важно. Для настоящей любви важно всё, чем живет человек. И всё может послужить его спасению.

Конечно, раздражаться, гневаться, руку поднимать в спорах, даже по самым серьезным вопросам, от нас не требуется. Любовь, смирение – это главные вершины, к которым нам нужно всегда стремиться. Но в реальной жизни всё бывает не всегда просто и однозначно. Поэтому-то нам всем и нужно духовное руководство.

Любовь – да, но какая? К кому, к чему, каковы плоды этой любви для любимого, прежде всего для его души?

Смирение – да, но перед чем? Смирение должно быть и мудрым, и сердечным, и любящим, и верным Богу. Недаром есть понятие: смиренномудрие. Смирение перед «общественным мнением», перед модой, перед тем, как «получается», перед нашими страстями, перед хитрой диавольской волей, а не волей Божией – это не то, что нам заповедано.

Мы должны осознавать, Кому служим, и не обращать внимания на внешние обстоятельства: скорби, материальную нужду, насмешки, даже угрозу жизни. Мы всецело преданы Христу.

Работа Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил нам жить зависит от нашего ежедневного молитвенного правила, от самоотречения, молитвенного чтения Писания и святоотеческих книг.

В Церкви всё говорит об обожении человека во Христе как о нашей цели, как о нашей жизни, нашем Спасителе и отраде, в Ней содержится вечная жизнь.

Приход есть частица Церкви, а Она является Телом Христовым, Им Самим возглавляемым. Тело Христово живо и наполнено Духом Святым, поэтому оживление приходской жизни должно состоять в «приобщении себя Церкви как организму вечной жизни». Это прежде всего не организация, а организм, часть вселенского православия. Он должен строиться на понимании истинной цели каждого христианина – быть единым с Богом. Реализовать это единство необходимо на камне Священного Писания и Отцов Церкви. Приход созидается и оживляется истинным покаянием, внутренней работой каждого члена приходской семьи. Во главе угла живой жизни общины стоит Евхаристия. Каждый прихожанин призывается к сознательному восприятию себя как частицы единого организма со Христом.

Приход должен стать училищем благочестия, научиться оживлению себя во Христе. Именно в нем человек должен понять, как верить и жить по вере. Это формируется не так легко. Одной из важнейших рекомендаций новомучеников в построении живущего Духом Святым прихода – идея совместного чтения и изучения Священного Писания и наследия святых Отцов Восточной Церкви. Где все участники вместе читают отцов, вникали в богослужение и богословие. Это будет путь соборного постижения Истины, ведь Дух Святой дышит в писаниях отцов.

Жизнь Церкви непосредственно реализуется через Таинства. Частой, частной исповеди: это начало духовной жизни прихожан. Такая исповедь рождает трезвый взгляд на себя и свои духовные нужды, а также вырабатывает дух покаяния.

Дух покаяния увенчивается радостным единением со Христом в Евхаристии. Евангелие говорит: «Покайтесь», «ибо приблизилось Царствие Небесное». Сщмч. Фаддрей (Успенский) замечает, что Причастие Тела и Крови Бога есть принятие в себя Царствия Божия.

Народ приходит ко Христу, и в этом выражается христоцентричность всего происходящего в Церкви. Но при этом, призывая к духовному, Христос, не забывает и чисто внешних нужд Своих последователей. Церковь, как продолжательница дела Христова на земле, постоянно держит в уме главную цель – вести ко Христу, но и не пренебрегает мирскими потребностями прихожан. Организация при приходах полезных разных благотворительных проектов: библиотеки и столовые, чаёвни, общества взаимопомощи и т. д. Это всё объединяет народ.

На примере наших единоверцев с Западной Украины, можно констатировать, что если священник живет со своим приходом, то, даже лишившаяся храма община собирается вокруг своего пастыря и совершает богослужения по домам, квартирам.

Сегдня даже каждый камень возопиит о том, что   праздновать Рождество нужно 25 декабря. Государственные чиновники высочайшего уровня как мантра, рассказывают, что это нужно делать 25 числа. В своих выступлениях они повторяют это число многократно, что невольно вспоминается аналогия с технологией 25-того кадра или пропагандистский постулат Геббельса о том, что многократно повторенная ложь превращается в правду. Идет тотальное зомбирование жителелей Украины за их же деньги. Ведь никто из агитаторов не заплатил за трансляцию их пропагандистских выступлений или разработку приложения для «Дії» из своего кармана!

В связи с этим, духовенству шести храмов города Запорожья Запорожской епархии Украинской Православной Церкви было предложено 25 декабря (день празднывания Рождества Христова по григорианскому календарю) провести опрос среди посетивших храм в этот день.

Вопросы  задавались на государственном языке. В первую очередь, нам было интересно узнать, кто участвует в опросе, его конфессиональную пренадлежность. Так как вопрос праздника касается тех, для кого он важен, кто его ждет всей своей душой, в нём принимает участие, а не как повод к очередному застолью или походу в гости,  и вообще мнение наших прихожан.  Мы спросили: “Является ли участник анкетирования прихожанином Украинской Православной Церкви” и предложили выбрать односложный ответ: “Да”  или “Нет”.  

Так как опрос был предложен в мобильном электронном приложении “Дії” мы спросили у своих прихожан о том, кто из них имеет и может пользоваться этой системой. Ведь принять участие в этом опросе через “Дію” может не только православный человек, а и неправославный, атеист и даже те, кто по своим заявлениям или действиям является врагом Церкви и чтобы Ей навредить специально проголосует про смену даты. Кроме этого многие люди зомбированные представителями власти, которые “никогда не врут”, их послушают и под действием “25-ого кадра” проголосуют за 25-е число. На этот вопрос ответ также предлагался односложный: “Да”  или “Нет”. 

Третий вопрос нашего анкетирования был переписан с мобильного электронного приложения “Дії”, единственное, что мы сделали, так уточнили  “Рождество” – чьё? — Христово? Уже в заданном вопросе мобильного приложения была полуправда, то с чего начинается отказ от сути праздника Рождества Христова. А это свидетельствует о полном нежелании тех, кто опрашивает, определиться с истиной. Людям предлагали сделать выбор между 25 декабря и 07 января.

Не только каждый из нас в отдельности, но и мы все вместе совершаем крестонесение – это воплощение соборности, в этом есть единство многообразия, полнота индивидуального бытия. Неся свое, мы облегчаем бремя других. Каждый устоит на своем участке брани, только если устоят другие и зло не прорвет круговую поруку добра.

Из выше сказанного следует, что, как и более чем полторы тысячи лет назад, внешние гонения, так и попытки “живоцерковников” разрушить Церковь изнутри,  обрушившиеся на Церковь в ХХ веке, не смогли сломить Ее. Это еще раз подтверждает Ее нечеловеческое, божественное основание. Скорбный путь Православной Церкви в СССР проиллюстрировал пророческие слова Спасителя, обращенные как к каждому отдельному христианину, так и ко всей земной Церкви Христовой: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20), «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16,33).

Подводя итог, хочу отметить, что болезни общества (народа) имеют, прежде всего, духовные причины, и лечение их возможно лишь духовным средствами. Все наши катастрофы ХХ века, все сегодняшние бедствия являются проекцией нашего духовного состояния. Мы должны выступать не только в роли врачей, но больше в роли лекарства помня слова Спасителя “вы есть соль земли”. Поэтому перед нами стоят, по преимуществу, задачи религиозно-духовные – «различение духов» (1Кор.12,10) современного зла – освобождение от идейной одержимости, а также стяжание Духа – духовное возрождение как себя, так и народа Божьего. 

Господь нас не оставит. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Апок. 2:10-11).

Да хранит всех вас Отец наш Небесный, да пусть пребывает с вами любовь Его Божественного Сына и благодать Пресвятого Духа никогда не оскудевает по молитвам Пречистой Божией Матери и всех святых, особенно же святых новомученников и исповедников в земле нашей Запорожской просиявших!

+ЛУКА

МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ

 

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

Поговорим по душам

27 апреля 2024 года в 13:00 в на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

21 апреля 2024 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь страстотерпцев кнн. Бориса и Глеба, обратившись затем с проповедью о человеке как носителе живой и мёртвой воды.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

27.04.2024
Поговорим по душам
4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95