О наших перспективах в свете принятого законопроекта 8371
Дорогие отцы, матушки-игуменьи, братья и сестры!
20 августа Верховная Рада Украины приняла закон 3894 – IX, в последней его редакции переименованный как закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций». Но, фактически авторы этого закона, совершенно не стесняясь, называют его по другому – закон о запрете УПЦ.
Для противников УПЦ голосование стало успешным. Ведь не просто так недавно из самых высоких кабинетов прозвучали слова о необходимости обеспечения «духовной независимости» украинского государства и состоявшийся визит представительской делегации на Фанар, в состав которой вошли высокопоставленные государственные чиновники и руководители «ПЦУ».
Это обозначает, что власти планируют использовать механизмы закона для ликвидации УПЦ, обвиняя Церковь в незаконной деятельности, в преступлениях против государственного строя по уже заготовленным клише и ярлыкам, которые настойчиво культивируются в информационном пространстве.
В угоду нынешней политической конъектуре и принципиально принятого политического решения на высшем уровне, огульно и бездоказательно, вопреки здравому смыслу и реальным фактам, УПЦ обвиняется во всех возможных преступлениях военного времени.
Стоит отметить, что там, где принято политическое решение, – там чаще всего, механизмы защиты гражданских прав и свобод демократического общества перестают действовать.
Ожидаемо, что созданные «экспертные» организации и уполномоченные органы власти, по уже заготовленным лекалам, в происках иллюзорных следов «русского мира», будут предъявлять общинам УПЦ, «предписания» по устранению «связей с руководящим центром на территории страны-агрессора». И единственным удовлетворительным для них решением, вероятно будет принуждение к смене юрисдикции.
Какие же варианты возникают перед священнослужителями и мирянами нашей Церкви после Ее запрета?
Первый – это присоединение к «ПЦУ».
Ожидаемо, что на базе закона 3894 – IX в отношении УПЦ, будет антиконституционно применено грубое давление, с целью принудительного перевода ее общин в «ПЦУ».
Почему УПЦ не может войти в состав «ПЦУ» без тяжелых последствий канонических нарушений и повреждения своей церковной природы – очевидно.
Что будет, если смешать чистую воду с грязной? К сожалению, ничего хорошего. Получится просто еще больше воды, которую нельзя пить.
Переложите данное сравнение на духовную сферу. И подумайте – останется или не останется с вами благодать Божья?
Более того, Господь Иисус Христос дал четкое определение, с помощью которого мы можем всегда отличить истинное от ложного.
Вот оно — не может хорошее дерево приносить плохих плодов.
Разве есть благодать Божья в структурах, которые захватывают чужие храмы, избивают и калечат верующих, выливают тонны грязи и лжи на тех, кого лицемерно называют «братьями»?
Конечно же, нет. И поэтому терять самое сокровенное, что мы с вами имеем, считаю недопустимым.
Нужно помнить еще один важный факт. Предателей никто не любит. И никто не ценит. Перейдя в «ПЦУ», многие наши священнослужители станут людьми даже не второго, а третьего сорта. Просто посмотрите как относятся в «ПЦУ» те же так называемые «епископы»-выходцы из «Киевского патриархата» к так называемым «архиереям», которые пришли из «УАПЦ». Сразу видно – кто высшая каста, а кто нет. Просто представьте какое отношение там сформируется к нашим перебежчикам в случае, если «ПЦУ» почувствует, что ей не нужно больше притворяться и все у нас окончательно можно будет забрать силой. Они будут восприниматься организацией Думенко как самое настоящее быдло, как маргиналы. Которым до конца своих дней придется доказывать, что они – «не москали» и «не агенты Кремля».
Второй вариант – это переход под управление Константинопольского патриархата. Речь идет о вливании в ряды экзархата Фанара, который уже существует и функционирует на украинской земле.
Однако, что даст такой шаг? По моему глубокому убеждению – ничего. Более того, он даже кардинально усугубит ситуацию.
Гипотетическая альтернатива Константинопольского экзархата – для УПЦ обозначает фактически то же самое, что и переход в «ПЦУ». Это все равно, что через другую дверь войти в то же самое помещение. Вхождение в состав Константинопольского патриархата, обозначает автоматическое объединение со всем его составом, где уже присутствует «ПЦУ».
Давайте вспомним простой факт – патриарх Варфоломей вероломно и без каких-либо оснований легализовал украинский раскол. Просто наплевав на православное вероучение, каноны и здравый смысл.
Фактически – он перешел Рубикон. Для него уже нет никаких «красных линий» в духовной сфере. А значит дальнейшее отклонение Фанара от чистоты православной веры – это всего лишь вопрос времени.
Причем весьма близкого времени. Ведь уже в следующем году патриарх Варфоломей собирается совершить «прорыв» в вопросе «восстановления единства» с РКЦ. В частности, фанариоты публично говорят о возможности общего празднования Пасхи с католическим миром в самом ближайшем будущем. После чего должно последовать восстановление евхаристического и молитвенного общения.
В свете этого наш переход под омофор Константинополя означает только одно – мы будем все дальше и дальше отдаляться от православной веры, следуя курсу Фанара на единство с Ватиканом.
К слову, с Ватиканом, который с каждым годом все более открыто поддерживает ЛГБТ-тематику и другие чуждые христианству «ценности».
Хотим ли мы в будущем вместе с Константинопольским патриархатом погрузиться в новую унию, в зловонное духовное болото? Думаю, что этот вопрос можно смело считать риторическим.
Третий вариант – поиск других альтернатив в виде частных, индивидуальных переходов общин в юрисдикции других Поместных Церквей, с которыми УПЦ имеет евхаристическое общение (Румынская, Польская, Сербская и др.) представляет собой опасность обрушения порядка в церковной жизни (спорное каноническое обоснование, юрисдикционный хаос и угроза самоуничтожения УПЦ). А на примере попытки регистрации РумПЦ в Украине мы видим, что этого не допустит власть.
Четвертый вариант – провозглашение самочинной автокефалии.
У нас начало этому пути было положено 27 мая 2022 года. И время показало, что этот шаг ни к чему не привел. Он не только не снял противоречия во взаимоотношениях нашей Церкви с властью, но и продемонстрировал последней нашу слабость и готовность к уступкам. Что и привело, по итогам, к голосованию за закон о запрете УПЦ.
Наша полноценная автокефалия не нужна ни Банковой, ни Фанару, ни «ПЦУ». Даже если бы мы ее провозгласили, они бы ее не признали. Сказав, что это просто попытка «агентов Кремля» «с подачи Москвы» сохранить себя до лучших времен. В лучшем случае, они бы временно использовали ее как инструмент для того, чтобы оборвать наши связи с другими Поместными Церквами и выиграть время для обеспечения обьединения УПЦ с «ПЦУ».
С прискорбием необходимо отметить, что сегментация Вселенского Православия на множество юрисдикций – печальный процесс, который инициируется и поддерживается как патриархом Варфоломеем, так и врагами Православия, которые руководствуются диавольским принципом «разделяй и властвуй».
А ведь действительно — самочинное провозглашение автокефалии автоматически сделает нас раскольниками. В том числе, в глазах многих Поместных Церквей.
Пятый вариант – сохранить свою верность Богу и Церкви.
Да, это будет сопряжено с большими проблемами и неурядицами. Да, это заставит нас многое потерять. Да, это будет крайне трудно и обременительно. Мы должны понимать, что сохраняя своё каноническое устройство, верность Иисусу Христу и Церкви, этим навлекаем на себя гнев местных властей, радикалов, пышущих ненавистью и живущих по соседству. Мы стоим перед выбором: прогнуться перед «могущественной» властью или быть гонимым, но причастником Божественной Благодати.
Однако мы все знаем – «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).
Господь нас не оставит. Если, конечно, мы не оставим Его. Поэтому сегодня каждый из нас вынужден будет ответить на вопрос: кто для меня важнее – Христос или государство, я нахожусь в Церкви ради Иисуса или хлеба вкуса?
Если говорить о более приземленных вещах, то давайте обратимся к историческому опыту. Посмотрите, в частности, на пример униатской организации. Она была запрещена советской властью, десятилетиями находилась в подполье, а затем, при изменении внешней ситуации, резко восстановила свои позиции. И если это получилось у далекой от Православия структуры, то почему не должно получиться у нас?
Сейчас очень важно не озлобиться, не впасть в осуждение, не утратить любви. «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:12,13). Беззаконие в нашей стране умножилось, но нам нужно претерпеть до конца. Глядя на то, как разрушаются храмы не дать место гневу, переживая изгнание из своих храмов не осудить гонителей, слыша клевету в свой адрес не изрыгать проклятия в ответ.
Поэтому давайте не будем унывать, а думать над тем, как жить в новых условиях.
Во-первых, не бояться говорить о Господе нашем Иисусе Христе, правду о Церкви и то, что слышим и видим в Ней.
Во-вторых, я призываю всех священников хранить в сокровенных местах антиминсы, сосуды и миро. Даже если у нас отберут храмы, мы сможем продолжить служить Литургию, совершать Таинства. Продумать и подыскать места для проведения Богослужений.
В-третьих, я прошу каждого члена общины активно участвовать в ее жизни. Настоятеля, который решил сохранить верность Церкви в нынешние времена, прошу помнить, что он может опереться только на общину, только в ней найти поддержку. Общины сплотиться вокруг своих пастырей и стать для последних надежной опорой в последующем. Ведь с запретом Церкви и постепенным захватом храмов священники лишаться возможности должным образом обеспечивать свои семьи.
В-четвертых, я предлагаю рассмотреть вопрос о создании фонда взаимопомощи, который бы мог в случае острой необходимости оказывать оперативную поддержку священнослужителям и общинам нашей епархии.
Дорогие братья и сестры!
Буду рад выслушать ваше мнение, оценки и предложения по изложенным мною пунктам.
На собрание было избрано 236 делегата (священники, монашествующие и миряне), из них присутствовало 216. Со своим докладом по этому вопросу выступил Правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ Высокопреосвященный владыка Лука.
По словам Его Высокопреосвященства, какие бы цели – явные или тайные не преследовали авторы данного закона, задача нашей Церкви остаётся неизменной – приводить людей к Богу.
«Миссией Церкви является спасение человечества. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное – вторично. На все явления и процессы, происходящие на земле, Церковь всегда смотрит под одним углом зрения: вредит или не вредит это душе человека, и как это соотносится с его будущим в жизни вечной. Вот почему так важно сейчас не озлобиться, не впасть в осуждение, не утратить любви. «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся» (Мф 24:12,13), — говорит по этому поводу Евангелие. Беззаконие в нашей стране умножилось, но нам нужно претерпеть до конца. Глядя на то, как разрушаются храмы не дать место гневу, переживая изгнание из своих храмов не осудить гонителей, слыша клевету в свой адрес не изрыгать проклятия в ответ. Поэтому давайте не будем унывать, а думать над тем, как жить в новых условиях».
Церковь Христову, как неоднократно подчеркивал владыка в своём докладе, невозможно запретить никакими законами.
«При желании, как известно, можно закрыть или отобрать церковь, то есть помещение, в котором верующие собираются для совершения богослужений. А вот Церковь Христову, которая включает в себя светлых Ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Господом из ада в Царствие Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших, соединённых между собой верой и любовью, закрыть или отменить невозможно. Церковь – это не здание, а богочеловеческий организм. Церковь не заменяет человеку Бога, но даёт возможность ощутить всю полноту отношений с Ним. Здесь не решаются все наши проблемы, но с помощью Божьей можно найти ответы на многие из них».
Затем Запорожский архипастырь предложил посмотреть на возникшую ситуацию, как на новые возможности, которые предоставляет Господь.
«Поскольку гарантированное Конституцией Украины право гражданина самому выбирать веру и храм, куда бы он хотел ходить молиться, попрано, у него остаётся право отстаивать свою правоту в органах государственной власти и судах. Мы живём в условиях правовой системы, в которой основным источником права признаётся судебный прецедент. Это когда каждое принятое судебное решение становится прецедентом, способным повлиять на дальнейшее применение закона. А это значит, что между всеми общинами епархии должна существовать постоянная коммуникация по всем юридическим и правовым вопросам. Необходимо, чтобы члены приходских общин сплотилась вокруг своих пастырей, став подлинной православной семьёй, не забывая, что о нас говорил Христос: «Там, где двое или трое соберутся вместе во имя Моё и Я с ними буду».
После окончания доклада участники собрания приступили к его обсуждению, итогом которых стала принятая и поддержанная единогласно итоговая резолюция.
Завершилось общеепархиальное собрание пением молитвы «Достойно есть» и святительским архиерейским благословением. Затем у главного входа в Свято-Покровский архиерейский собор было сделано памятное общее фото духовенства со своим Архипастырем.
ПІДСУМКОВА РЕЗОЛЮЦІЯ
Єпархіальних Зборів
Запорізької єпархії Української Православної Церкви
23.08.2024 р. м. Запоріжжя
1. Преамбула:
Ми – учасники Єпархіальних Зборів Запорізької єпархії Української Православної Церкви, визнаючи важливість свободи віросповідання та необхідність забезпечення миру та гармонії між громадянами України, висловлюємо своє глибоке занепокоєння у зв’язку з актом релігійного терору та геноциду, розгорнутих по відношенню до вірних Української Православної Церкви, особливо у зв’язку з прийняттям закону «Про захист конституційного ладу у сфері діяльності релігійних організацій», ініціатори та автори якого безпосередньо називають його законом про заборону Української Православної Церкви.
2. Враховуючи:
• Конституцію України, яка гарантує свободу совісті та віросповідання.
• Міжнародні норми та угоди у галузі прав людини, включаючи Загальну декларацію прав людини та Європейську конвенцію з прав людини.
• Звіт Державного департаменту США про свободу віросповідання в Україні (2023 Report on International Religious Freedom: Ukraine).
• Зростаючі випадки напруженості між різними релігійними групами та їх негативний вплив на соціальну єдність та стабільність у країні.
• Участь політичних сил у процесі розпалювання міжконфесійної ворожнечі та спроби втручання у внутрішні справи релігійних організацій.
• Нещодавню «згоду», надану членами Всеукраїнської ради церков та релігійних організацій на підтримку забезпечення «духовної незалежності» України, що розглядається нами як запопадництво перед владою та зрадницький крок щодо Української Православної Церкви.
• Найновішу інформацію про ініціативи Вселенського патріархату щодо «врегулювання» ситуації в українському церковному питанні, включаючи приїзд комісії Фанара для вивчення та обговорення можливих рішень.
3. Підкреслюємо:
• Неприпустимість реалізації закону «Про захист конституційного ладу у сфері діяльності релігійних організацій», який обмежує діяльність Української Православної Церкви на підставі, як заявляється, її приналежності до Церкви, яка знаходиться в державі, яка визнана такою, що здійснила або здійснює збройну агресію проти України та/або тимчасово окупувала частину території України і який має неконституційну природу і характеризується руйнівною спрямованістю на конституційний лад та на порушення міжнародних зобов’язань України.
• Необхідність поваги до незалежності релігійних організацій та неприпустимість втручання державних органів чи політичних партій у їхню діяльність.
• Важливість дотримання законів та норм, спрямованих на захист релігійних свобод усіх громадян України, незалежно від їхньої конфесійної приналежності.
• Неприпустимість дискримінації за релігійною ознакою, використання агресивної риторики, мови ненависті та розпалювання міжконфесійної ворожнечі у публічних виступах та ЗМІ, що може призвести до подальшого загострення конфліктів та розколу у суспільстві.
4. Закликаємо:
• Народ Божий – віруючих Запорізької єпархії Української Православної Церкви – до твердого стояння у вірі та дотримання канонічної традиції, послуху Церковній ієрархії, посилення молитовного подвигу та посту, рішучості у відстоюванні своїх конституційних прав та свобод. Захищати свої храми у межах правового поля.
• Представників братніх Православних Церков: підняти голос на захист УПЦ від релігійного терору та геноциду, а також знищення православ’я в Україні.
• Президента України: відмовитися від підписання або накласти вето на закон «Про захист конституційного ладу у сфері діяльності релігійних організацій», оскільки його дія може посилити міжконфесійну та соціальну напруженість, та суперечить основним принципам свободи совісті.
• Депутатів Верховної Ради України, які не підтримали закон «Про захист конституційного ладу у сфері діяльності релігійних організацій», скористатися правом конституційного подання та звернутися до Конституційного Суду України щодо відповідності цього закону Конституції України.
• Політичні партії та їхніх лідерів: утримуватись від використання релігійної тематики в політичних цілях та припинити спроби дискредитації Української Православної Церкви та інших релігійних організацій.
• Правоохоронні органи: забезпечити захист прав віруючих та їхніх храмів, а також вжити заходів проти тих, хто порушує закон і зазіхає на свободу віросповідання.
• Засоби масової інформації та журналістів: дотримуватись принципів об’єктивності та професійної етики при висвітленні питань, пов’язаних з релігійною тематикою.
• Міжнародні правозахисні організації та світову спільноту загалом: звернути увагу та дати належну правову оцінку дискримінаційній політиці щодо Української Православної Церкви.
Єдність Церкви є глибшою та священнішою, ніж будь-яка інша форма єдності у земному тварному бутті. Церква живе у цьому світі, проте її буття походить не від цього світу. Її єдність належить до Буття, яке є надприродним. Воно ґрунтується на Благодаті Святого Духа: «ми є єдиним тілом і єдиним духом, як і покликані в єдиній надії нашого звання» (Еф. 4:4).
Нас пов’язують і поєднують у церковну єдність не якісь чинники політичного чи соціального характеру, але Сам Христос, і Святий Дух перетворює нас на єдине Тіло Христове і забезпечують нашу єдність.
Дана резолюція є закликом до збереження миру, стабільності та взаємної поваги в Україні, а також висловленням надії на конструктивне вирішення питань у дусі діалогу та співробітництва.
Голова
Єпархіальних Зборів
Високопреосвященніший
Митрополит Запорізький і Мелітопольський
(Коваленко Андрій В’ячеславович)
Секретар Єпархіальних Зборів архімандрит Леонід (Шеремет Антон Павлович)
ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
Епархиального Собрания
Запорожской епархии Украинской Православной Церкви
23.08.2024 г. г. Запорожье
1. Преамбула:
Мы – участники Епархиального собрания Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, признавая важность свободы вероисповедания и необходимость обеспечения мира и гармонии между гражданами Украины, выражаем свою глубокую обеспокоенность в связи с актом религиозного террора и геноцида, развернутых по отношению к верным чадам Украинской Православной Церкви, особенно в связи с принятием закона «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», инициаторы и авторы которого напрямую называют его законом о запрете Украинской Православной Церкви.
2. Учитывая:
Конституцию Украины, гарантирующую свободу совести и вероисповедания.
Международные нормы и соглашения в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и Европейскую конвенцию по правам человека.
Отчет Государственного департамента США о свободе вероисповедания в Украине (2023 Report on International Religious Freedom: Ukraine).
Растущие случаи напряженности между различными религиозными группами и их негативное влияние на социальное единство и стабильность в стране.
Участие политических сил в процессе разжигания межконфессиональной розни и попытки вмешательства во внутренние дела религиозных организаций.
Недавнее «согласие», данное членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций в поддержку обеспечения «духовной независимости» Украины, что рассматривается нами как соглашательство с властью и предательский шаг по отношению к Украинской Православной Церкви.
Новейшую информацию об инициативах Вселенского патриархата по «урегулированию» ситуации в украинском церковном вопросе, включая приезд комиссии Фанара для изучения и обсуждения возможных решений.
3. Подчёркиваем:
Недопустимость реализации закона «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», который ограничивает деятельность Украинской Православной Церкви на основании, как заявляется, ее принадлежности к Церкви, находящейся в государстве, которое признано осуществившим или осуществляющим вооруженную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины и который имеет неконституционную природу и характеризуется разрушительной направленностью на конституционный строй и нарушение международных обязательств Украины.
Необходимость уважения независимости религиозных организаций и недопустимость вмешательства государственных органов или политических партий в их деятельность.
Важность соблюдения законов и норм, направленных на защиту религиозных свобод всех граждан Украины, независимо от их конфессиональной принадлежности.
Недопустимость дискриминации по религиозному признаку, использования агрессивной риторики, языка ненависти и разжигания межконфессиональной розни в публичных выступлениях и СМИ, что может привести к дальнейшему обострению конфликтов и расколу в обществе.
4. Призываем:
Народ Божий – верующих Запорожской епархии Украинской Православной Церкви – к твердому стоянию в вере и следованию канонической традиции, послушанию Священноначалию, усилению молитвенного подвига и поста, решительности в отстаивании своих конституционных прав и свобод. Защищать свои храмы в рамках правового поля.
Представителей братских Православных Церквей: возвысить голос в защиту УПЦ от религиозного террора и геноцида, а также уничтожения Православия в Украине.
Президента Украины: отказаться от подписания или наложить вето на закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», так, как его действие может усугубить межконфессиональную и социальную напряженность, противоречит основополагающим принципам свободы совести.
Депутатов Верховной Рады Украины, не поддержавших закона «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», воспользоваться правом конституционного представления и обратиться в Конституционный Суд Украины по поводу соответствия этого закона Конституции Украины.
Политические партии и их лидеров: воздерживаться от использования религиозной тематики в политических целях и прекратить попытки дискредитации Украинской Православной Церкви и других религиозных организаций.
Правоохранительные органы: обеспечить защиту прав верующих и их храмов, а также принять меры против тех, кто нарушает закон и посягает на свободу вероисповедания.
Средства массовой информации и журналистов: соблюдать принципы объективности и профессиональной этики при освещении вопросов, связанных с религиозной тематикой.
Международные правозащитные организации и мировое сообщество в целом: обратить внимание и дать надлежащую правовую оценку дискриминационной политике в отношении Украинской Православной Церкви.
Единство Церкви является более глубоким и священным, чем любая другая форма единства в земном тварном мире. Церковь живет в этом мире, однако ее бытие происходит не от мира сего. Ее единство относится к Бытию, которое является вышеестественным. Оно основано на благодати Святого Духа: «мы являемся единым телом и единым духом, как и призваны в единой надежде нашего звания» (Еф. 4:4).
Нас связывают и соединяют в церковное единство не какие-то факторы политического или социального характера, но Сам Христос, и Святой Дух преображает нас в единое Тело Христово и обеспечивают наше единство.
Настоящая резолюция является призывом к сохранению мира, стабильности и взаимного уважения в Украине, а также выражением надежды на конструктивное решение возникших вопросов в духе диалога и сотрудничества.
Председатель
Епархиального Собрания
Высокопреосвященнейший
Митрополит Запорожский и Мелитопольский
(Коваленко Андрей Вячеславович)
Секретарь
Епархиального Собрания
архимандрит Леонид
(Шеремет Антон Павлович)