Обратившись к молящимся со словами архипастырского наставления, Его Высокопреосвященство попросил не путать смирение перед Богом с покорностью судьбе.
«Смирение – это то великое, что незаметно для окружающих, происходит в сердце человека. Это вовсе не то состояние, которое некоторые называют первым шагом к нищете и покорности судьбе.
Человек должен смириться перед Богом, но никогда не должен смиряться перед грехом. Подлинное смирение – это готовность полностью положиться на волю Божью, а не становиться покорным рабом жизненным обстоятельств. Не успокаивать себя словами, мол, на все воля Божья, а действительно увидеть в этом волю Божью. Рассмотреть в данных жизненных обстоятельствах путь к Богу, а не путь к самообольщению. Человеку свойственно искаженное восприятие смирения, желание истинное смирение заменить ложным. Ложное смирение – одна из сторон духовной прелести и гордыни. Человек фактически ставит себя выше Бога, хотя и считает себя смирившимся. Гордыня как раз и есть та скверна, которая разъедает нашу душу изнутри и не дает человеку идти по пути к Богу. Так начинается греховный путь, потому что гордыня требует постоянного подтверждения человеком своей исключительности, в покорении кого-то, в том, что начинает совершать греховные поступки. А Бог, как известно, гордым противится, а смиренным дает благодать. И если человек, что-то начинает делать из чувства гордыни, из чувства превосходства над себе подобными, у него ничего не получится. Бог дает нам определенные виды послушания, а мы их не хотим исполнять. А ведь еще Господь говорит нам «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим». Если мы будем относиться друг к другу с любовью, это и будет наше смирение. Если мы будем благоугождать друг другу, мы тем самым будем стараться видеть в ближнем Христа, – любить брата своего или сестру и прощать все обиды. Это и будет взращивание в нас духа Христова – кротость и смирение. Конечно, эти семена прорастут не сразу и не во всех душах, но Господь никогда нас не оставит и всегда будет давать нам силы, лишь бы мы не охладели сердцем. Когда мы будем ставить себя на место своего ближнего, прежде чем его осуждать, многое в нас начнет изменяться. Нужно только больше внимания уделять своей душе, своей духовной жизни, духовно развиваться, и тогда Господь с любовью примет каждого из нас в Свои объятья».
Каждый человек, как сказал Его Высокопреосвященство, призван Богом быть праведником в своей земной жизни.
«Призван очищать свою душу от греха, нести послушание там, где его поставил Господь без ропота и осуждения. Должен стараться помогать своему ближнему по силам и возможностям своим. Человеку свойственна гордыня, проявления которой могут быть самыми различными, завуалированными. В том числе и при совершении добрых дел. Если человек ждет награды, то это уже есть свидетельство, что он это делал не ради Бога, а ради своего тщеславия. Прославляя сегодня святителя Николая Чудотворца, этого удивительного угодника Божьего, нашего вразумителя и помощника, прославившегося деланием многих добрых дел, будем не только благодарить и просить его, но и стараться подражать ему в наших повседневных делах. Помните, что святые угодники были такими же людьми, как и мы с вами, искушаемые многими плотскими страстями, но, считая себя самыми большими грешниками, они неустанно с ними боролись, духовно преображаясь. Будем же с кротостью и смирением исполнять волю Божью и бороться с нашими грехами, изменяться, становясь свидетелями великой пасхальной радости».
После богослужения все паломники смогли поклониться Дивногорской иконе Божьей Матери.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь — пещерный мужской монастырь Воронежской епархии Русской православной церкви, расположенный в посёлке туберкулёзного санатория «Дивногорье» Лискинского района Воронежской области, недалеко от с. Селявное, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон.
Предание связывает зарождение монашеской жизни в монастыре с двумя иноками-сицилийцами Ксенофонтом и Иосафом и относит его к ХII веку. Письменным свидетельством об официальном основании монастыря является жалованная грамота игумену Гурию в 1653 г.
Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды.
К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.
В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.
Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.
Вокруг Больших Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристических палаток на берегу Тихой Сосны. Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.
В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы; ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.
Храмы монастыря:
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная Успенская церковь появилась через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, но каменный.
Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой — в византийском стиле. Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны на стройматериалы, но монолит стен был превращён в щебёнку. Историческая постройка была, таким образом, совершенно искажена, и после возвращения монастыря Церкви на восстановление соборного Успенского храма ушло несколько лет.
- Церковь Сицилийской иконы Божией Матери (домовая)
В галерее размещены 9 стасидий. Меловой столп, в котором вырезан фасад храма, венчался некогда крестом. Над входом помещается единственное небольшое окно, над ним — киот с барочным наличником. Храм 3-нефный, клиросы вытесаны в вост. части. Алтарь имеет полуциркульную апсиду и прямоугольные в плане жертвенник и диаконник. В алтарной апсиде находится строго симметричная пирамидальная композиция из 5 ниш разной формы. Алтарь был отделен стеной с прилегающим 2-ярусным иконостасом с резными позолоченными деталями на белом лаковом фоне.
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи (пещерная)
Храм отличается достаточно большими для пещерных построек размерами (высота 4,75 м).
Он 4-столпный, удлинен по продольной оси. В восточной части пространство расширено 2 клиросами под коробовыми сводами, отделенными меловыми парапетами. Алтарная стена с киотами прорезана 3 арками, ведущими в алтарь, жертвенник и диаконник. Над проемом центральной арки (высота 4 м) сохранились фрагменты росписи XIX в. с изображением Тайной вечери. В арочной нише над горним местом был высечен огромный крест с надписью об освящении храма в 1693 г. Неглубокий нартекс с 3 оконными проемами, расположенными над входом, отделен от основной части 2 столбами; в нем видны следы сооружений более ранних строительных периодов.
В XIX в. пещеры были облицованы, над входом в храм на выступающей меловой скале была установлена главка с крестом.
Церковь соединена ходами с огибающей ее галереей; возможно, она использовалась при крестных ходах. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии.
- Колокольня надвратная
Сооружена в 1780-х годах. После закрытия монастыря почти сразу были сняты колокола, чуть позже была разобрана сама колокольня. Восстановление колокольни произошло в начале 2000-х. Окончательное восстановление колокольни до своёго дореволюционного исторического облика произошло в 2017 г.
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери – чудотворный образ. Явление этой чудотворной иконы произошло 5 февраля 1092 года в Сицилии. Этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, он написан в греко-византийском, а не романском стиле. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после, от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные колонии и византийский стиль иконописи.
Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми гор́е руками. Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.
Особенно прославилась чудотворная икона в 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов. Каждый год до революции 1(14) июля был крестный ход с этой иконой в город Коротояк, где она пребывает до 14(27) августа. К Успению Пресвятой Богородицы – престольному празднику Дивногорской обители образ непременно возвращался в монастырь. С тех пор икону стали еще называть «Исцилийская», то есть исцеляющая.
Незадолго до закрытия Свято-Успенского Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловка Осторогожского района.
В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье.
Ныне этот чудотворный образ находится в Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.
По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.