Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся о всё возрастающей роли смирения в современном мире.
«Настоящей духовной жизни невозможно представить без этой добродетели. Но быть смиренным, вовсе не означает, что человек должен, стиснув зубы, стоически переносить все те безобразия, которое творятся вокруг. Быть смиренным — значит, всегда быть готовым исполнять волю Божью. В том числе и принять боль. Такие христианские качества, как кротость и смирение, всегда были у мира не в чести. Вот, если бы их можно было купить, то мир первым бы стал их рекламировать. Но их не купишь в магазине, их нужно воспитывать, взращивать. Тем более что смирению нельзя научиться за один день, его необходимо воспитывать в себе на протяжении всей жизни. Необходимо возрастать в нём день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Взять хотя бы такую животрепещущую на сегодняшний день проблему, как вакцинация. Враг рода человеческого смог перессорить между собой очень многих, создав лагерь противников и сторонников. Причем, и одни и другие не в состоянии положиться на волю Божью, потому что попросту не способны увидеть её проявление непосредственно в отношении своей жизни и себя лично. Никто не хочет смиряться перед волей Божьей. А как поступили бы на нашем месте угодники Божьи? Нет никаких сомнений, что их позиция, их слова не отличались бы от слов нашей Матери–Церкви, которые звучат сегодня. Вакцинация — это личный выбор каждого человека. Это не первая в нашей жизни вакцинация, и, наверняка, не последняя. Вот только дьявол хочет использовать неоднозначное отношение людей к вакцине, чтобы расколоть не только гражданское общество, но церковное. Проблема не в вакцине, а в отношении человека к ней. Вопрос доверия к тем, кто проводит кампанию по вакцинации. Но в любом случае, это вопрос физического здоровья человека. А вот отношение к происходящему уже имеет определенное отношение к нашей душе. Ропот, недовольство, гнев, раздражение, негодование и осуждение. А главное — страх. Человек, пораженный страхом, ни на что не способен. Он не способен логически воспринимать ситуацию. Он живёт только инстинктами, а значит, добровольно отказывается от упования на милость Божью. Он как бы разрывается межу двумя полюсами: с одной стороны надежда, а с другой — отчаяние. Мысль, что надежды больше нет, что он лишь бьётся головой об стену, порождает чувство безысходности. Но, как ни странно, именно в таком состоянии человек чаще всего начинает задумываться о Боге и роли Его воли в своей судьбе. И чем скорее человек станет надеяться не на себя, а на Бога, тем скорее из его души уйдёт страх и воцарится мир и покой».
Как сказал владыка, смирение является тем путём, по которому должен идти настоящий христианин.
«Необходимо воспитать в себе смирение, которое должно стать привычкой жить в истине. А жить в истине — значит, признавать не только свои достоинства и таланты, но и достоинства и таланты других. Осуждение и ропот всегда есть результаты завышенной самооценки. Мол, никто вокруг не разбирается в том или ином вопросе лучше, чем я. Смирение есть результат нашего доверия к Богу. Если человек перестаёт смиряться, то результат возможен только один — он оторвётся от Бога. А дьявол именно этого и добивается. Как бы тяжело нам сегодня не было, Господь всегда с нами. Он нас никогда не оставит. Будем же уповать на Его милость и практиковать смирение. А это значит — жить не для себя, а для Христа. Это значит — жить для других и служить другим».