Божественная литургия, совершаемая в субботу поминальную, призвана внушить всем, кто подвизается на поприще поста и молитвы, что человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца.
«Само слово «смерть», — как говорит Его Высокопреосвященство, — придумали безбожники, в то время как верующий человек понимает, что кроме временной оболочки, называемой телом, мы имеем вечную, бессмертную душу, которая и составляет сущность человека. Мы знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых». А что это значит для нас? Это значит, что смерти нет. И вообще, возможна ли утилизация человеческой души? Возможно ли исчезновение души? Как можно представить, что вот она была, и вдруг её не стало? И можем ли мы вообще говорить о смерти? Для нас, верующих людей, это всего лишь переход из одного состояния нашего бытия в другое состояние нашего же бытия. От слова «смерть» сердце обычного человек начинает сжиматься от ужаса, но лишь сердце верующего человека страшится не самой смерти, а того, что будет на Страшном суде, каким он предстанет перед Господом. Он скорее волнуется, как обычно волнуется студент перед экзаменом: сдаст он экзамен или завалит его? Независимо от того, насколько человек подготовлен к экзамену, волнуются все. Почему? Да потому, что никто не уверен, что именно его ответ понравится экзаменатору. Так это экзамен, по тем или иным знаниям земным. И если мы переживаем по поводу оценки своих земных знаний по тому или иному предмету, то неужели мы не должны переживать по поводу наших знаний жизни духовной? Но откуда мы можем почерпнуть эти знания? Конечно же, в первую очередь из нашей церковной жизни. Но всякая ли церковная жизнь может быть духовной в полной мере? Мы узнаем гораздо больше того, что знает человек, который никогда не приходил в храм. Но можно ли считать, что мы подготовились к своему главному экзамену? Часто ли мы применяем полученные знания в нашей повседневной жизни? Если знания, которые мы получили, переступив порог храма, не позволяют нам узнать Бога, то они станут для нас такими же бесполезными, как знания алгебраической функции или интегралов для хозяйки, которая готовит борщ. Если эти знания не помогают нам задуматься о жизни вечной, они не принесут нам пользы. Именно об этом напоминает нам сегодняшнее евангельское чтение. К этому нас призывает сегодняшний день. С одной стороны, мы поминаем усопших, а с другой, мы, еще живые, готовимся к своему самому главному экзамену, окончательным вердиктом на котором будет одно: либо мука вечная, либо жизнь в райских царских обителях. И зависит это только от нас. Мы не можем сказать, что у нас плохой преподаватель, не можем сказать, что у нас нет нужных учебников или необходимых средств обучения. Нам Бог дал все самое необходимое, больше того – Он дал нам Самого Себя. Нам же остается только одно – не бояться своего смертного часа, а всегда помнить о нем, ибо как говорят святые отцы, «помни час смертный и во век не согрешишь».