«Сегодняшнее евангельское чтение, — как сказал Его Высокопреосвященство, — повествует о страхе, который буквально парализовал волю апостолов и заставил их прятаться от гнева иудеев.
Они испугались за свою жизнь. Думали, что их постигнет та же участь, что и их Учителя. Он видели, как позорно Он погиб, а от жен-мироносиц услышали о том, что Его гроб пуст. Испугались, что в этом могут обвинить их, и тем самым вызвать новый гнев и Синедриона, и Пилата, и толпы. Вот в каких раздумьях они сидят, и вдруг к ним приходит Христос. Стал ли Он упрекать и корить их за малодушие и страх? Он говорит им: «Мир вам». Сколько любви в этих словах и сколько понимания самых сокровенных чувств и переживаний человека, понимания всего того, что рождается в тайниках его души. Христос понимает насколько глубока и безгранична может быть наша душа. Насколько безграничен Бог, настолько и душа, которая хочет Им наполниться. Бог любит Своё творение, поэтому не хочет, чтобы наша душа переполнялась страхами и тоской. Он хочет, чтобы она была наполнена любовью. Если кто-то нас обижает, пытается запугать, вызывает гнев и раздражение, это исходит не от Бога. Он хочет, чтобы мы жили с Ним и насыщались Его любовью, а затем делились ею с другими. Господь хочет, чтобы в нас всё было гармонично – и наши чувства, и наша рассудительность. К сожалению, добиться этого за один день, и даже за год, невозможно. Рассудительность, в минуты страха, апостолам изменила, ими овладели чувства, хотя они знали от Христа, что всё будет происходить именно так. Поддавшись чувствам, они отправились не за Христом, а убежали и спрятались. И в нашей с вами жизни немало примеров того, как человек, подчинившийся чувствам, продиктованным инстинктом самосохранения, совершает необдуманные поступки, совершает подлость, потому что теряет рассудок.
Вот почему так важно человеку каждый день получать духовную пищу, без которой невозможно добиться гармонии чувств и рассудка. Читая каждый день слово Божье, человек сможет открывать в себе что-то новое и неизведанное. Слово Божье помогает ему становиться собеседником Богу. Но как сделать так, чтобы беседа была интересной, а мы интересными собеседниками? Прежде всего, необходимо проявить искренний интерес к собеседнику, потому что притворный интерес легко разоблачить. Как известно, человек с удовольствием говорит только о себе, о своих делах и проблемах. Лишь переключив внимание с себя на собеседника, появится обоюдный интерес».
Как заметил Владыка, только имея рассудительность, человек может работать над своими чувствами.
«Но только та рассудительность может привести к положительным результатам, если она основана на вере. Если нет веры, человек может рассуждать только о материальном, о тленном, что опять же не будет приближать его к Богу. И не сможет гармонизировать его чувства и рассудок. Даже для самого образованного человека, не имеющего веры, чувства будут лишь инструментом и подспорьем для его рассуждений. Вот почему мало говорить о Боге, мало слышать Его слово, необходимо прочувствовать Его каждой клеточкой своего организма, всем своим сердцем. А станет это возможным лишь только тогда, когда наше сердце будет способно вместить Бога. Если все наши земные чувства и привязанности не будут значить для нас больше, чем любовь к Богу.
Сегодня мы читаем о том, что Апостолы не смогли вместить того, что было у жён-мироносиц. А была у них та огромная любовь, которой они были готовы делиться со всеми. Они постарались ею поделиться с Апостолами. И тогда произошло сочетание рассудительности и чувств. А как же нам достичь такого баланса? Для этого, как говорит Апостол Петр, необходимо приложить все старания, чтобы дополнить нашу веру добродетелью, а добродетель – знанием. В первую очередь знанием Священного Писания, знанием жития угодников Божьих. Конечно, для всего этого нам понадобится помощь Божья и сила. Однако не стоит забывать, что никакая сила не будет принуждать нас соблюдать написанное. Она лишь призвана раскрыть в нас то, что заложено в нас Творцом, и помогать нам в соблюдении слова Божьего».