«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя».
Размышляя над сегодняшним апостольским посланием, как сказал Его Высокопреосвященство, следует особое внимание уделить фразе «будучи искушаем».
«Верующий человек часто использует термин «искушение», но при этом совсем немногие понимают его истинное значение и влияние на нашу повседневную жизнь. Что же такое на самом деле искушение? Как известно, Ватикан изменил текст молитвы «Отче наш», заменив фразу «не введи нас во искушение» на «не дай поддаться искушению», тем самым обрезав и упростив половину смысла молитвы. По мнению католических богословов и лично папы Римского, внесенные изменения делаются в интересах проводимой политики упрощения и приспособления. Внесенные изменения совершенно не учитывают того, что искушения посылаются не только дьяволом, но и Богом. В этом случае они становятся испытанием для человека и его веры. Авраам был искушаем Богом. Но искушаем не только для того, чтобы проверить его веру, а и для того, чтобы другим показать и сделать для всех очевидным его веру и мужество. По мнению апостола Павла, причина таких искушений состоит в том, чтобы люди не думали, будто они страдают из-за того, что оставлены Богом.
Нашу духовную жизнь невозможно представить без трудностей, а значит, и без искушений. Так уж повелось, что самым распространенным синонимом слова «искушение» является слово «грех». И действительно, Бог не вводит человека в грех, не соблазняет его. Это дело лукавого, который вводит нас в вольные и невольные искушения. Когда мы терпим искушения от какого-нибудь человека, то не Бог и не человек виновен в этом, а лукавый, который научает его гневаться и злобствовать. В тех же случаях, когда мы сами становимся искушением, нам следует немедленно начать борьбу, пока это не стало нашим грехом и не укоренилось в нашем сердце. Любые искушения соответствуют нашим слабостям. Мы либо поддаемся искушениям и увлекаемся ими, либо начинаем бороться. Апостол Павел напоминает: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Апостол вновь напоминает нам о том, что ни одно искушение не может произойти без нашей воли, без нашего на то согласия. Для борьбы с искушением мы должны укрепляться в вере, должны обращаться за помощью Божьей. Словами «не введи нас во искушение», мы просим Бога избавить нас от всех мыслимых и немыслимых бед, которые замышляет против нас враг рода человеческого. Просим, чтобы ни дьявол, ни мирские удовольствия, ни страстное наше тело не смогли безраздельно нами управлять. Сегодня, как никогда, мы искушаемы маловерием, отчаянием, злобой, враждой, ненавистью. Но как бы ни был силен лукавый, какие бы искушения он нам не посылал, у нас всегда есть против него надежная и крепкая защита, – наша вера».
Поздравляя всех с наступающим праздником, владыка призвал не забывать ради чего рождается Христос.
«Он рождается ради нас с вами, идет на мучения и казнь, отдает Себя Самого за грехи наши, чтобы укрепить нашу веру. В преддверии этого великого праздника мне бы хотелось пожелать каждому из нас, чтобы мы показали нашу веру, засвидетельствовали перед этим миром, что мы православные. Многие из вас уже готовят блюда, которые будут стоять на праздничном столе. А сколько рядом с нами тех, кто будет лишен этого. Постарайтесь приготовить немного больше, чем обычно, чтобы поделиться с ними. Сколько больных, сколько одиноких людей вокруг! А сколько тех, кто ничего не слышал о Церкви и погибает от своего отчаяния и отчуждения, от собственной тоски. Поделитесь с ними нашей общей рождественской радостью, нашей верой. Подобно тому, как одна свеча загорается от другой, так и мы должны делиться огнем нашей веры со всеми теми, кто пока не имеет её. В наших с вами силах показать людям, что Бог рождается для того, чтобы мир, забывший и отступивший от Него, вновь вернулся к радости своей – вернулся к Богу».