Святая Церковь, называя апостолов Петра и Павла первоверховными, – напоминает Его Высокопреосвященство, – вовсе не умаляет этим достоинства других.
Это не означает, что остальные апостолы менее значимы, или что Петр и Павел имеют какие-то особые преференции. Дело в том, что об их подвиге и проповедях известно больше всего. Поэтому Церковь, почитая и отдавая дань каждому из апостолов, Петра и Павла называет первоверховными. При этом каждый из святых апостолов занимает своё, особое место в сердце каждого христианина. И это место уже не зависит от количества упоминаний и проповедей. Оно зависит от любви и помощи, полученной человеком по молитвам святых апостолов. Вот и сегодня многие, наверняка, пришли в храм, чтобы попросить святых о помощи в преодолении житейских неурядиц, в разрешении семейных и иных бытовых проблем. Только не этого в первую очередь следует просить у святых. Мы должны просить у них то, чего нет у нас, но есть у них. Без чего невозможно спасение наших бессмертных душ. Петр и Павел были разными людьми, и по характеру, и по образу жизни, и по темпераменту. Разными были дороги, которые в конечном итоге привели их Богу. Петр – первым пришел к Христу, признал Его Богом. Павел же был сначала гонителем Христа. Петр отрёкся от Христа, а Павел, наоборот, обратился к Нему. На их примере мы можем увидеть всю человеческую сущность – противоречивую и сложную, чтобы объяснить её привычными схемами. В том числе и схемами причинности того или иного поступка. Нуждались ли Пётр и Павел в том, чтобы в их жизни появился Христос? На первый взгляд можно сказать, что не нуждались. И у одного, и у другого была нормальная жизнь, которая каждого из них устраивала. Но это только на первый взгляд. Пути Господни, как известно, неисповедимы. Наша жизнь непредсказуема, невозможно предвидеть все повороты судьбы, которые известны лишь Богу. Жизнь Петра и Павла – тому подтверждение. Церковь на их примере показывает, что может произойти с жизнью человека, который решает связать её с Христом. Это уже будет не тот прежний тревожный путь, делающий поворот за поворотом. Когда бывает стыдно за свои поступки и хочется в них покаяться. Это будет жизнь, наполненная светом, с ясными и понятными целями. Другое дело, готов ли обычный человек идти таким путем? Большинство, к сожалению, предпочитают жить в темноте, потому что в ней легче скрывать свои пороки. Но Господь всегда стоит у дверей наших сердец и ждёт. Так было с Петром и Павлом. Он коснулся их сердец. Петра Христос называет камнем. Но не за какие-то его особые заслуги, а за его веру. Хотя эта вера не сразу стала каменной. Ей пришлось пройти сквозь горнило серьезных испытаний – страх смерти и малодушие. Господь простил, и теперь мы называем его апостолом надежды. Глядя на его жизнь, человек понимает, что какой бы грех он не совершил, будет прощён, если искренне в нём раскаялся».
Сегодня на наших глазах, как сказал в продолжение своей проповеди владыка, происходит борьба добра со злом.
«Настоящий христианин не может быть сторонним наблюдателем этой борьбы.
Тем не менее, быть простым наблюдателем в этом противостоянии или стать на защиту добра, каждый решает сам. Но выбор, так или иначе, сделать придётся. Как говорит Господь, «кто не со Мною, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает». И тут многое зависит от качества нашей веры. От того, какие плоды в состоянии принести наш дух. Чтобы этот мир увидел наши добрые плоды, давайте просить у святых апостолов твердости в проповедовании нашей веры. Апостолы не учились специально ораторскому искусству, но их проповедь слышна до сих пор. И все благодаря тому, что их вразумлял Господь. Если мы будем вразумляться Господом, то и наша вера будет услышана. Будем же просить Господа дать нам силы и мужество свидетельствовать этому миру о любви. О ней так мало сегодня говорят. Если и мы замолчим, то этот мир погибнет. Будем же апостолами любви для этого погибающего мира, а Господь нам в этом всегда поможет».