Современный человек, как заметил с сожалением Его Высокопреосвященство, много знает, но не всегда это помогает ему всё правильно понимать.
«Нередко приходится слышать признания таких людей в том, что знания, полученные ими после чтения и святоотеческой, и философской, и художественной литературы не делают их мудрее. То есть не приближают к пониманию происходящих процессов в жизни. А происходит это оттого, что знания и понимание – это разные вещи. К тому же зачастую человек, получаемую информацию, принимает за сами знания. Поэтому, стоит ли удивляться, что полученные сведения так и остаются абстрактными, недоступными и далёкими. Апостол же Павел через обращение к своему ученику Тимофею, учит нас прежде всего хранить преданное. То есть то, что мы получили – нашу веру. Прежде чем обогащать свою память новыми знаниями, нужно научиться дорожить тем, что у нас уже есть. «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», – говорит он. Без веры любые знания будут лишены всякого смысла, потому что будут лишены своего главного предназначения – практического применения. Кому нужны знания, если человек сам не знает, как ими распорядиться? Без веры все знания превращаются в «негодные пустословия и прекословия». Человек может старательно изучать философию, социологию, другие науки, но без веры, он так и не поймет, каким богатством он владеет. Апостол Павел не случайно предупреждает своих учеников, чтобы они не думали высоко о себе, а всегда помнили, что только Бог даёт всё для нашего наслаждения и благоденствия. В том числе и удовольствия от знаний. Знания – это не только сила, но и богатство, которым нужно правильно распоряжаться. На знаниях нужно строить своё будущее. Но не только то будущее, которое ограничивается нашим земным существованием. Знание – то доброе основание, то богатство, которое поможет нам достичь жизни вечной. Только Слово Божье учит нас сегодня мудрости, учит нас богатеть у Бога, а не собирать только для себя. Человек, который пытается как можно больше узнать, но при этом лишен веры и каких-либо моральных правил, не способен позаботиться ни о своём благе, ни о благе своих близких».
В заключение своих слов владыка пожелал хранить веру и беречь её от тех, кто под видом новых, прогрессивных и передовых знаний пытается её отобрать.
«Не примешивать к вере своего суемудрия и остерегаться тех, кто это делает. Когда человек не имеет веры, но имеет знания – он всегда ведёт других к себе, а не к Богу. Только Бог, если это будет Ему угодно, может превратить любые, полученные человеком знания, в понимание. Так было, и так будет всегда, поскольку между полученными знаниями и знаниями понятыми, всегда будет пропасть, преодолеть которую без помощи Божьей – невозможно».