Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
Это богослужение преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием, это ожидание поддерживает верующих в их подвиге, как духовном, так и физическом, и целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.Сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, поэтому служба эта совершается повсеместно преимущественно с утра.
«В дни поста, который мы называем Великим, – говорит Его Высокопреосвященство, – каждый верующий в отличие от врага рода человеческого, который является вторым самым великим постником после Христа, должен поститься не только телесно, но и духовно. А что значит поститься духовно? Что значит этот пост для нашей души? Как часто нам приходится слышать ту или иную музыку, от которой, как нам кажется, просто замирает сердце. Эту музыку мы называем душевной. Да, эта музыка нравится нам, она красивая, но насколько она приближает нас к Богу? Как часто мы признаемся в том, что нам нравится то или иное художественное или литературное произведение, театральная или кинопостановка. Но, кроме того, что они нравятся нам, делают ли они нас ближе к Богу? Так и во время поста. Если нам только нравится поститься, а самим при этом не удается мысленно возноситься к Богу, то все наши усилия тщетны. Важно, чтобы мы постились еще и духовно. А произойдет это лишь тогда, когда мы будем поститься не ради себя, а ради Христа. Это и будет именно тот духовный пост, который является для нас становым хребтом, тем стержнем, который удерживает нас в орбите Христа. Вот почему все эти дни должны быть посвящены Богу. Великий пост – это время, когда наша Матерь-Церковь призывает нас прибыть в Горний Иерусалим и дает нам один из способов достижения этой цели. Вот для чего нам нужно поститься не только телесно, но самое главное, – духовно. Не быть праздными, не давать врагу рода человеческого овладеть нашим сердцем. На Литургии Преждеосвященных Даров мы просим Господа не дать нам духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить, а напротив, просим одарить нас духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.
Именно любви, потому что любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста».