«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».
Заключенная в этом небольшом абзаце мысль, по словам Его Высокопреосвященства, настолько же огромна, насколько и огромна сила, которую она способна придать обычному человеку.
«На свете существует множество всевозможных уз. Это и узы брака, когда речь идет о семейных отношениях, братские узы, кровные узы, тюремные узы и, конечно же, узы греха. Но что имеет в виду апостол Павел, когда говорит о себе как об узнике в Господе? Одни узы могут стать для человека оковами, цепями, кандалами, но могут и означать для него единство, способное превратить его в непобедимую силу. Апостол Павел называет себя узником не только потому, что находится в это время в тюрьме, а еще и потому, что чувствует себя единым с Господом – один дух и одно тело. Мы с вами в таинстве Евхаристии становимся частью Тела и Крови Христовых. По нашим жилам течет кровь Христа, мы становимся с Ним одной крови. Что может быть прочнее таких уз и сильнее такого единства? Кто может сказать, что такие узы становятся для нас оковами и цепями? Да, решая стать узником Христовым, человек соглашается на добровольное подчинение Богу. Но это рабство иного свойства, – это рабство любви.
Греховные узы предполагают отношения, когда сердцем человека владеют страсти, и он не может чувствовать себя свободным, потому что находится под властью этих страстей, под властью греха. Никто не хочет попасть в такое рабство. Рабство ограничивает свободу человека и создает определенные условия для его бытия.
Но какую свободу теряет человек, становясь узником Христовым? Он лишается свободы совершать грех, а вернее сказать, отказывается от своеволия и полностью полагается на волю Божью и только ей вверяет свою жизнь. Сам Господь по великой Своей любви и милости соединяет с Собой нашу немощную и недостойную плоть. Апостол Павел призывает нас быть достойными этого, быть достойными звания, в которое мы призваны. Мы с вами призваны быть христианами, быть рабами безмерной и великой Любви. И нам с вами нужно научиться жить в тех условиях, в которые поставил нас Господь. Все происходящее с человеком происходит по воле Божией. Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение или душевное неприятие чего-то или кого-то, а есть обстоятельства, которые помогают нам увидеть самого себя. Это всегда предлагаемые Богом ситуации, в которых человек должен увидеть себя и сокрушиться. И если Бог ради любви к каждому из нас пошел на мучения, распялся, взошел на Крест, так неужели мы можем быть недостойны этой искупительной жертвы? Недостойны призвания быть рабами Любви? Ведь если мы рабы Божьи, разве мы вправе не любить? Мы рабы любви, а значит, обязаны любить. Господь все для этого сделал. Он указал путь, по которому нужно идти. Нам же остается либо идти Ему навстречу для нашего спасения, либо навстречу дьяволу в погибель вечную».
В заключение владыка пожелал искать в жизненных обстоятельствах не повод для осуждения или негодования, а возможность исправиться и сокрушить ненавистные узы греха.
«Смотрите внимательно и строго на все, что происходит в нашей жизни, анализируйте, избавляйтесь от всего, что делает нас узниками греха и ввергает в муку вечную. Сегодня наша Церковь совершает отдания праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм. Но это не означает, что данное торжество нас покидает. Этот праздник остается в наших сердцах, потому что касается жизни каждого из нас. Однажды мы были введены в храм Божий и наша жизнь изменилась. Мы стали чадами Божьими, Его рабами, а храм стал для нас местом нашего духовного рождения и возрастания в любви для жизни вечной».