Поздравляя с праздником, Его Высокопреосвященство напомнил знаменитое приветствие Христа, которое одних смущает и приводит в недоумение, а для других является источником силы, утешения и надежды.
«Слово «Радуйтесь», с которым Христос обратился к Своим ученикам, стало впоследствии ключевым и основополагающим в нашей вере. Обращаясь таким образом, Он не только привносил утешение в сердца апостолов, но и хотел подчеркнуть, что отныне радость становится неотъемлемой частью веры в Него, послушания и готовности служить Ему. Господь призывает радоваться, при этом прекрасно понимает, что у каждого, поверившего в Него, по меркам мира сего, будет не так уж и много причин для радости. И действительно, чему радоваться, когда гибнут родные и близкие, когда разрушаются города и рушится привычная мирная жизнь. Когда столько скорби и горя вокруг. А разве Христос, когда произносил это слово, не знал, что ждёт апостолов, что ждёт всех Его последователей? Радость, о которой Он говорил, невозможна без смирения и благодарности Богу за всё. Не случайно среди плодов Духа Святого радость стоит на втором месте после любви. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Радость, о которой говорит Господь, – это тот дар, которым Он хочет поделиться со Своими учениками, а значит, и со всеми нами. Дар, который сам по себе не приходит, его нужно заслужить чистотой своего сердца, чистотой своих помыслов и чувств».
Сердце же, которое не способно вместить благодать Духа Святого, как сказал владыка, не может испытать той великой духовной радости, к которой призывает нас Господь.
«Многие поверившие в Христа, полагают, что радость, о которой Он говорит, возможна лишь в Царствии Небесном. Из-за этого они ходят с мрачными лицами, ожидая его наступления, вызывая у окружающих массу вопросов: «Неужели в Церкви все такие?» На самом же, и об этом напоминает апостол Павел, «Царствие Божие, есть праведность и мир, и радость во святом Духе». Эта радость приходит через Божественную благодать, а путь к ней указывает наша Церковь. Ощутить её можно только в храме, участвуя в церковных таинствах. Но что же такое благодать, о которой постоянно говорит Церковь? Это прежде всего дар Божий, это – ниспосылаемая Богом милость и сила. Это та нетварная Божественная энергия, благодаря которой мы можем испытывать именно ту радость, о которой говорил Христос.
По словам Запорожского архипастыря, современный мир мало располагает к любви, а посему в нём так мало радостного.
«Сегодня человеку легче найти повод для возмущения, недовольства, скорби, чем для радости. Путь христианина, конечно же, не усыпан розами, в нём много испытаний, особенно сейчас. Но разве у апостола Иоанна было меньше страданий, разве от этого он стал меньше любить? Все дело в том, что в нас слишком много греха, который и является причиной многих наших страданий. Но есть и те страдания, которые нам посылает Господь. А посылаются они для того, чтобы мы могли доказать свою веру. Чтобы могли сказать, что знаем Христа не по книжкам, а по тому, как Он укрепляет нас и утешает в тех тяжестях жизни, которые мы сейчас несём. Мы не должны доказывать свою веру Христу лишь на словах. Иоанн Богослов – пример того как вера доказывается на практике. Он был таким же человеком, как и мы, с той же благодатью, какую имеем и мы с вами. Одно нас отличает – он видел Христа. Но сколько было тех, кто видел Христа, а затем кричал: распни? Тысячи видели чудеса и требовали казни. Иоанн Богослов – единственный, кто оставался со Своим Учителем до конца. Готовы ли мы быть похожими на него? Задумаемся над этим, и дадим себе ответ. Мы рождены для жизни вечной в царских райских обителях, которые будут даны нам лишь тогда, когда мы пройдем наш земной путь без ропота и гнева, без отчаяния, с радостью и упованием на Бога».