Обратившись затем к своим духовным чадам, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что каждый человек, независимо от возраста, всю свою жизнь остаётся ребёнком в глазах Божьих.
«Ребёнок, едва научившийся ходить с помощью родителей, спешит вырвать свою руку, говоря, что теперь он сам. Зачастую так же поступают и некоторые взрослые, вырывая свою руку из рук Божьих, уверовавшись в свою самостоятельность. Но если ребёнок ещё может сделать несколько шагов самостоятельно, без помощи родителей, то мы, без помощи и поддержки Божьей, не сможем сделать ничего. Как известно, даже волос с головы не сможет упасть без воли Божьей. Ни одно событие, даже самое незначительное, не происходит без Божьего на то согласия. А это значит, что воля Божья должна быть для нас превыше всего. Вот почему так важно любому человеку, поверившему в Бога, доверившемуся и протянувшему однажды Ему руку, затем не уподобиться ребёнку. Только не стоит думать, что Бог поступит с нами, как иные родители со своими детьми после их падения. Отчитывая их за испачканную одежду, или разбитые коленки. Да, за наши проступки наказание Божье неминуемо. Но любовь Божья может перекрыть всякое наказание. Бог может изменить наказание на любовь. Он всегда готов простить, взять за руку и принять обратно каждого, кто искренне раскаивается. Он всегда готов сменить гнев на милость, если человек искренне желает изменить свою жизнь и обратиться к Нему. Каждому из нас следует помнить, что это наша любовь может быть кратковременной, зависящей от многих обстоятельств, Божья же любовь – неизменна и всегда доступна тем, чьи сердца открыты и готовы принять её. Бог никогда не оставит Своего творения, потому что любит. Если бы Он хотел это сделать, то не посылал бы Своего Сына, чтобы спасти нас».
Напомнив историю Содома и Гоморры, владыка, пожелал, чтобы она стала поучительной как с точки зрения морали, так и с точки зрения справедливости и наказания.
«Часто историю Содома и Гоморры рассматривают исключительно в контексте наказания Божьего за беззаконие и нравственную деградацию. А ведь она скорее о любви. Бог знает о пороках каждого жителя этих городов, и, тем не менее, не спешит наказывать. Он ищет ростки добродетелей, потому что верит в Своё творение.
Зачастую так поступает любящий отец, готовый скорее простить своего сына за проступок, чем наказывать его. Он лучше всех знает его душу. Знает как хорошие, так и плохие стороны его характера. А также знает о том, что не всякое наказание – каким бы справедливым оно не казалось, – является равнозначным проступку. Бог хочет, чтобы судьёй был человек только сам для себя. Чтобы он сам выносил себе приговор. А для этого он должен иметь чёткие представления как о добре и зле, так и о справедливости. Наша душа наполнена не только грехами и страстями, в ней всегда остаются ростки Божественной благодати, благодаря которой человек может внутренне преобразиться. Это тот процесс духовного развития, который приближает нас к Богу. Процесс, который невозможно представить без покаяния, без молитвы и участия в церковных таинствах. Без совершения дел милосердия и любви к ближнему. Только духовно богатая личность, обладающая высокими нравственными принципами, пониманием жизненных ценностей и готовностью стать судьей прежде всего для себя, способна изменить жизнь к лучшему, сделать её гармоничной, интересной и духовно насыщенной».