В это воскресенье на литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, которые злоупотребили даром свободной воли и нарушили божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
«Чтобы вернуть нашей жизни понятие нормы,- как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — чтобы стать победителями над злом, грехом и смертью, мы должны стать на путь спасения от рабства греха, на тот единственно правильный путь, который уготован нам Господом. Мы должны стать послушными Богу в отличие от наших прародителей. И если мы еще не были послушными детьми Божьими, то время Великого поста, как раз и есть то время, чтобы начать свой спасительный путь.
Сегодня Церковь дает нам благочестивый обычай просить друг у друга прощения грехов. Только просить прощения нужно не для «галочки», а чтобы очистить свое сердце, чтобы дать достойный отпор дьяволу.Сам по себе Прощеное Воскресенье основано на чтении Евангелия от Матфея, где говорится: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Попросить прощения друг у друга нужно перед началом Великого поста, чтобы войти в него с чистой душой и приготовиться к встрече Пасхи. Однако сделать это следует искренне, а не формально – иначе никакого толка и очищения не получится. Это не нужно ни тому, кто просит прощение, ни тому, у кого просят прощение, и самое главное, это не нужно Богу. Прощение – это начало нашего пути человеколюбия, а не осуждения, зависти и гнева, начало освобождения от всякой скверны, которой наполнены наши сердца. Испросив прощения у ближнего своего, мы тем самым примиряемся с ним, мы примиряемся с Богом. А ведь именно ради этого и пришел в мир Христос, – примирить нас с Богом. И, закончив Свой великий подвиг, Он заключил с нами Новый Завет о втором Своем пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же царствию не будет конца». А для того, чтобы быть готовыми к достойному восхождению в Его Царствие, нам и дается время Великого поста, время, когда мы сдаем главные в своей жизни экзамены на человечность. Учимся быть добрыми, милосердными, сострадать людям. Ведь каждый человек – это образ Божий. Да, это сделать очень трудно. Тем более, если этот человек причинил нам зло. Но ведь и на нем почивает благодать Божья, может этот человек для того встретился вам на пути, приведен Богом, чтобы вы могли проверить себя, убедиться: есть ли в вас христианские добродетели или их нет? Есть ли наряду с верой и надеждой в нас бескорыстная любовь, способная все покрыть, любые недостатки, проступки и даже преступления».
Затем, испросив прощения у духовенства и мирян за свои человеческие слабости и немощи, вольные и невольные обиды словом, делом, или даже мыслью, Его Высокопреосвященство благословил свою паству на прохождение спасительного пути Великой Четыредесятницы и пожелал, чтобы весна постная прошла торжественно и радостно.